ВЗЛЁТНАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

799 Просмотров Нет комментариев

Что стоит за разделением удмуртского авиаперевозчика?

Пятилетка слов без дела

Резонансная новость о разделении «Ижавиа» на авиакомпанию и аэропорт прозвучала из уст главы Удмуртии Александра Бречалова в тот момент, когда в республику приехали статусные гости – вице-премьер федерального правительства Аркадий Дворкович и министр транспорта Максим Соколов.

Это символично, поскольку позиция о судьбе авиационного хозяйства региона даже у нынешнего руководства республики менялась не один раз. А вообще, за последнюю пятилетку, конечно, сказано о судьбе аэропорта и авиакомпании было больше, чем сделано.

Что же стоит за знаковым решением о разделении «Ижавиа» и насколько оно было добровольным со стороны республики?

Впервые о необходимости разделения «Ижавиа» (100% акций компании принадлежат Удмуртской Республике) на аэропорт и авиакомпанию на официальном уровне заговорили летом 2012 года.

Оценив состояние убыточной на тот момент компании, руководство республики пришло к выводу, что монопольное положение «Ижавиа» на региональном рынке, во-первых, слишком дорого обходится бюджету, а во-вторых, мешает нормальному развитию сектора авиаперевозок, сказываясь на высокой в сравнении с другими компаниями стоимости билетов и низком уровне сервиса.

Руководство «Ижавиа», которое монопольное положение компании на рынке полностью устраивало, сопротивлялось, как могло.

Генеральный директор «Ижавиа» Александр Городилов, попавший на эту должность из секретариата премьера Юрия Питкевича, пытался переубедить президента Александра Волкова, но крайний срок разделения компании был обозначен – 1 октября 2013 года, при этом подразумевалось, что и авиаперевозчик, и аэропорт сохранят бюджетное финансирование. «Важно, чтобы с 1 января 2014 года эти два направления заработали самостоятельно», — заявлял экс-президент республики Александр Волков.

Соловьев против

Но заработать самостоятельно им было не суждено. Исполнение постановления о разделении «Ижавиа» затягивалось, а в феврале 2014-го власть в республике сменилась. От нового главы Удмуртии Александра Соловьева ждали решения судьбы государственной авиакомпании, и он его принял, заявив, что разделения «Ижавиа» не будет.

Я услышал ситуацию о том, что будет разделен баланс, и взлетная полоса уйдет одному, а сам аэропорт уйдет к другому. Я запретил это делать. И считаю, что сделал правильно. Это — одно предприятие, и оно должно создавать все условия, чтобы жители региона нормально летали. Я посмотрел экономику — конечно, там есть моменты, которые нам надо еще отрабатывать,
— заявил Соловьев в мае 2014 года.

Какими мотивами он руководствовался, принимая это решение, не известно до сих пор. По данным НММ, генеральный директор «Ижавиа» Александр Городилов воспользовался политической ситуацией, сыграв на чувствах экс-главы, который достаточно часто принимал решения, руководствуясь принципом «если Волков делал так, я буду делать наоборот».

Сохранив монополию «Ижавиа», Александр Соловьев вызвал массовое недовольство жителей республики, прежде всего, несоответствием высокой цены низкому уровню обслуживания и морально устаревшему парку самолетов, но интересы населения – это, видимо, последнее, о чем в тот период заботился бывший глава республики.

Кто оплатит новую ВПП?

Но ключевой проблемой «Ижавиа», что тогда, что сейчас, была и остается даже не высокая цена билетов, а состояние взлетно-посадочной полосы, которая в последний раз ремонтировалась больше 20 лет назад, в 1996 году. Ее состояние ухудшается из года в год, и на сегодняшний день оно не позволяет Ижевскому аэропорту принимать такие суда, как ТУ-154 и ИЛ-76.

Решить вопрос с ремонтом ВПП, до сих пор находящейся в федеральной собственности, пытался Александр Соловьев. Экс-глава даже якобы подписал у премьера Дмитрия Медведева соответствующее письмо, согласно которому ВПП Ижевского аэропорта планировали отремонтировать к юбилею М. Т. Калашникова.

Правда, самой резолюции главы Правительства никто так и не увидел, а в марте 2017 года, перед самым арестом экс-главы Удмуртии стало известно, что федеральный центр отказывается выделять 1,475 млрд руб. на ремонт взлетно-посадочной полосы в Ижевске. Как заявил тогда министр транспорта РФ Максим Соколов, средства пойдут на ремонт аэропортов городов, принимающих Чемпионат мира по футболу 2018 года.

Троллинг вкусной темы

В ценах начала 2018 года ремонт ВПП Ижевского аэропорта будет стоить, оценочно, 2,5 млрд руб., но таких денег у региона нет. Однако ВПП ремонтировать все-таки необходимо, иначе взлетно-посадочная полоса придет в такое состояние, которое не позволит ей принять даже «кукурузник».

И в этой связи позиция нового руководства Удмуртии выглядела прагматичной. В июне прошлого года Александр Бречалов, понимая, что ждать помощи от федерального центра не стоит, принял «беспрецедентное» решение направлять всю прибыль «Ижавиа» на проектирование ремонта и реконструкции ВПП Ижевского аэропорта.

«Это нонсенс, но мы ожидаем, что это будет дополнительным рычагом, дополнительным обоснованием возвращения Удмуртии в федеральную программу, и мы получим финансирование на 2018-2020 годы», — заявил глава Удмуртии, обозначив, что крайней датой решения вопроса с ВПП станет 2020 год.

Этим, надо полагать, и объяснялась крайне негативно воспринятая жителями республики позиция руководителя республики по вопросу разделения самой авиакомпании. Александр Бречалов прямо и косвенно давал понять, что он против такого решения. А массовое недовольство ценовой политикой «Ижавиа» объяснял «троллингом вкусной темы».


Когда люди нам в соцсети пишут, что у нас безумно дорого, ну давайте честно. Вот летаем оттуда-то за 3 тысячи рублей. Я не знаю. Адекватные люди? Как может билет на самолет стоить 3 000 рублей? Если это, еще раз говорю, не «лоукост» формат, но там вы не сдадите чемодан 20 кг, вы должны это понимать,
— заявил он.

Если бы «Ижавиа» была разделена весной или летом прошлого года, она гарантированно лишилась бы значительной части прибыли, которая шла на проектировку ВПП. Глава Удмуртии взял паузу, дождался, когда наберется необходимая сумма. В 2017 году выручка «Ижавиа» составила 3,114 млрд руб., других объяснений затягивания Александром Бречаловым решения вопроса о разделении компании не просматривается.

Москва поддержала

25 декабря в докладе «О положении в республике» Александр Бречалов поблагодарил гендиректора «Ижавиа» Александра Городилова «за действительно эффективное управление и авиакомпанией, и аэропортом». И заявил, что республика рассматривает возможность самостоятельного аэропортового комплекса, с министром транспорта достигнута договоренность о том, что ВПП передадут в собственность республики в том случае, если найдется «достойный концессионер».

А 12 января глава Удмуртии объявил о предстоящем разделении компании. «Мы движемся к тому, что авиакомпания у нас будет отдельным юридическим лицом, и аэропорт, как в большинстве субъектов Российской Федерации — отдельным», — заявил он в день визита в Ижевск министра транспорта РФ Максима Соколова. Который, по всей вероятности, и способствовал принятию этого решения. Разделение «Ижавиа» «откроет возможности по привлечению инвестора, как в авиакомпанию, так и в развитие аэропорта», заявил федеральный министр.

Получается, что все летавшие самолетами «Ижавиа» в 2017 году невольно стали участниками краудфандинга. Заплатив за дорогие билеты, они профинансировали проектирование ВПП Ижевского аэропорта. Во сколько летающим бортами «Ижавиа» будет обходиться участие в ее реконструкции концессионера и предстоящее разделение компании, остается только гадать.

Ряд наблюдателей выразили сомнение, что такое решение республика приняла по собственной инициативе. Слишком быстро сменились позиции у его руководства. То оно поддерживает в судах позицию «Ижавиа» его по неразделению (на чем настаивает Удмуртский УФАС), то быстро соглашается с мнением федералов.
Создается впечатление, что кто-то в этом разделении очень заинтересован. Может быть, это местный крупный бизнес, например, «КОМОС», который уже давно ходит кругами вокруг авиационной темы. А может быть, и кто-то с федерального уровня.
В любом случае, интерес агрохолдинга к «Ижавиа» — весьма прозрачен. Один из его руководителей, в частности, Андрей Шутов не раз выступал в социальных сетях с критическими оценками существующего положения дел на этом предприятии.

Если разделение авиакомпании действительно произойдет под давлением крупного бизнеса – это очень неприятный сигнал для Бречалова и о Бречалове. Маховик процесса запущен и скоро мы узнаем обо всех истинных причинах этого судьбоносного решения.

Статьи по Теме