Торжества в миноре

5758 Просмотров Нет комментариев

Юбилей Чайковского в Удмуртии не стал народным праздником

175-летие Чайковского могло помочь Удмуртии заявить о себе на всероссийском уровне и стать поводом для просвещения жителей республики в области классической культуры. Воткинский музей-усадьба получил шанс выйти из тени «главного» дома-музея Чайковского в Клину, который давно присвоил себе образ исторического дома композитора. В итоге же торжества на родине Чайковского остались почти незамеченными Москвой и оказались недоступны для большинства рядовых жителей Удмуртии.

Ожидания

За несколько лет до юбилея перспективы на его проведения открывались самые радужные. Интерес к торжествам подогревался на официальном уровне. В первоначальных планах Дмитрия Иванова, который занимал пост министра культуры с 2009 до 2014 гг., были грандиозные концерты, рассчитанные на открытые площадки. В интервью и на пресс-конференциях раз за разом звучали анонсы один другого заманчивей: премьера оперы «Евгений Онегин» с Дмитрием Хворостовским в роли Онегина и Анной Нетребко в роли Татьяны; строительство плавучей сцены на воткинском пруду напротив музея-усадьбы Чайковского, на которой в день юбилея балетная труппа исполнит «Лебединое озеро»; концерт Валерия Гергиева и его оркестра на центральной площади Ижевска перед «поющим фонтаном», который будет вздыматься и опадать в такт музыке Чайковского – по планам, увидеть это небывалое шоу могли тысяч тридцать ижевчан. Кроме того, все праздничные акции и концерты должны были транслироваться на большой светодиодный экран на Центральной площади Ижевска и он-лайн. Если бы все это осуществилось, юбилей Чайковского в Удмуртии мог стать культурным событием международного масштаба.

Некомфортные концерты

В итоге 175-летие Чайковского помогло проектам, которые остались незаметны для широкой публики, хотя и были действительно необходимы для развития культурной инфраструктуры республики. Программа подготовки к юбилею помогла форсировать долгожданный ремонт в Театре оперы и балета, в музее-усадьбе Чайковского и в ДК «Юбилейный» в Воткинске. Поскольку первоначально на торжества ожидался приезд высоких гостей из Москвы и, быть может, из-за рубежа, в план реконструкции включили даже дороги в Воткинске: они и правда находились в таком состоянии, что «предъявлять» их лицам федерального значения бы не комильфо.
Однако даже эти ремонты не смогли обеспечить качественного проведения юбилейных мероприятий в апреле – начале мая этого года. Из-за недостатка финансирования, вызванного экономическим кризисом и сбившимся графиком реконструкции объектов культуры, некоторые планы пришлось спешно менять.

Поскольку затягивалась реконструкция Театра оперы и балета, основной организатор 58-го фестиваля «На родине П. И. Чайковского», Удмуртская государственная филармония, не рискнула назначать фестивальные концерты на обновленной театральной сцене. К тому времени, когда билеты на концерты фестиваля уже нужно было выпускать в продажу, еще никто не дал бы гарантию, что театр откроется к началу апреля. Строители успели, первый спектакль после реконструкции состоялся еще 30 марта, но организаторы фестиваля перестраховались и заранее перенесли концерты Дениса Мацуева, Валерия Гергиева и молодых виртуозов Филиппа Копачевского, Александра Рамма и Ивана Почекина в ДК «Аксион» — на площадку, не предназначенную для исполнения академической музыки. В итоге акустические концерты сопровождались оглушительным шумом «аксионовских» кондиционеров.
В Воткинске затянувшаяся реконструкция также добавила проблем к организации праздника. Ремонтные работы в ДК «Юбилейный» завершили катастрофически поздно: последний «штрих», противопожарная пропитка сцены, была нанесена буквально накануне открытия фестиваля. По правилам, делать это нужно как минимум за месяц до концертов: резкий запах химсостава должен полностью выветриться. И дело не только в едком амбре: пропитка может вызвать аллергические реакции вплоть до отека горла. Открывавшему же фестиваль 2 апреля Денису Мацуеву пришлось играть буквально в эпицентре этой химической атаки. Дискомфорт чувствовали и зрители в зале.

Дорогие удовольствия

Недостаток финансирования самым драматическим образом сказался на ценах на билеты фестиваля «На родине П.И. Чайковского», который в восприятии большинства меломанов и стал главным воплощением юбилейных мероприятий. Чтобы соблюсти престиж фестиваля и подчеркнуть весомость вклада этого старейшего в России музыкального форума в празднование 175-летия Чайковского, филармония решила не отказываться от концертов артистов мирового уровня – Дениса Мацуева и Валерия Гергиева. А поскольку гонорары у этих звезд тоже вполне мирового уровня, а концерт Гергиева и возглавляемого им оркестра Мариинского театра требовал еще и существенных транспортных расходов, нагрузка на карманы меломанов легла немалая. Многие ценители музыки назвали ее непосильной: билеты на хорошие места в партер на концерт Мацуева стоили 5 тысяч рублей, Гергиева – 8 тысяч рублей. Неудивительно поэтому, что «дешевые» билеты на концерт Дениса Мацуева на последние ряды балкона за 1500 рублей буквально смели в первый же день продаж, а у кассы филармонии можно было встретить плачущих поклонниц пианиста, которые раз за разом пересчитывали купюры в кошельках, надеясь, что они сложатся в заветные тысячи.

Как правило, в провинции концерты Дениса Мацуева и артистов его уровня известности проходят при серьезной спонсорской поддержке. Юбилей Чайковского еще раз продемонстрировал, что сложившейся традиции поддержки культуры со стороны бизнеса в Удмуртии до сих пор нет. Сам Денис Мацуев, узнав стоимость билетов на его концерты, на пресс-конференции в Ижевске извинился за то, что не поинтересовался этим вопросом раньше. «Билеты до пяти тысяч рублей? Это дорого, я считаю. Этот фестиваль финансируется из местной казны, и нужно было найти золотую середину, чтобы не было очень высоких цен. Я играю для публики, и когда понимаю, что врачи или учителя не могут заплатить ту цену, которую устанавливают на мой концерт, я всегда очень жестко реагирую. Будем работать над тем, чтобы в мой следующий визит в Удмуртию таких вопросов не было», — пообещал музыкант.

На концерты Валерия Гергиева билеты оставались нераспроданными даже на балкон, поскольку 3000 рублей для большинства ценителей классики в нашем регионе – цена слишком высокая. Так долго ожидаемое выступление знаменитого дирижера на родине Чайковского и вовсе прошло бы при полупустом зале, если бы директор филармонии и главный антрепренер фестиваля Алексей Фомин заранее не зарезервировал 300 билетов для одаренных детей Удмуртии. Юные таланты из городов, сел и деревень республики посетили концерт в Воткинске бесплатно, и их искреннее восхищение музыкой задало тон этого выступления. В Ижевске же нераспроданные 8-тысячные места в партере заняли чиновники министерств и ведомств. Разумеется, билеты они не покупали, воспользовавшись привилегией и запросив пригласительные: их было выписано около двух сотен.

Выскользнули из сети

Когда стало понятно, что на самые значимые концерты фестиваля и всего предъюбилейного месяца у рядовых меломанов не хватит денег, у многих оставалась надежда на анонсированные он-лайн трансляции и показы концертов на большом экране. Однако накануне фестиваля выяснилось, что на это у организаторов нет ни юридических прав, ни технических возможностей. Для качественной трансляции концертов в виртуальном зале консерватории необходимо приобрести оборудование на общую сумму 1,5 миллиона рублей. Он-лайн трансляцию на сайте самой филармонии имеет смысл проводить только если во всех районах Удмуртии будет высокоскоростной интернет (пока в республике все еще есть районы, куда «сетевой» прогресс не дошел). Кроме того, некоторые музыканты потребовали бы за право он-лайн трансляции их выступления заключения отдельного договора и дополнительный гонорар, а этого в условиях жесткой экономии филармония позволить себе не смогла бы.

Для галочки

В итоге по-настоящему доступным для широкой публики стал только финальный концерт фестиваля, состоявшийся в Воткинске вечером 7 мая. Выступление теноров, солистов Большого театра и театра «Новая опера», которое проходило в ДК «Юбилейный», транслировалось на экран неподалеку от музея-усадьбы Чайковского, и там его посмотрели несколько тысяч зрителей.

Этот блистательный концерт и последовавший за ним грандиозный салют несколько сгладили впечатление от других музыкальных «приношений» Чайковскому, показанных в Воткинске в день 175-летия со дня его рождения. Концертную программу на сцене, построенной перед музеем-усадьбой Чайковского, не смогли увидеть ни жители Воткинска, ни люди, приехавшие на праздник из разных районов республики. Зрителями дивертисмента с участием профессиональных артистов и самодеятельных коллективов стали только официальные гости праздника и журналисты. Территорию вокруг сцены огородили и оцепили охраной. Стражи порядка пресекали все попытки обычных горожан подобраться к сцене так, чтобы можно было хоть что-то увидеть и услышать. «Это праздник для галочки, а не для людей», — разочарованно резюмировали земляки Чайковского и расходились по домам, чтобы не мерзнуть без толку на ветру, дующим с пруда.

А вот выступление сводного детского хора, в котором вместе выступили 500 юных вокалистов из разных районов республики, могли оценить все желающие. Огромный хор на ступенях ДК «Юбилейный» выглядел торжественно и многообещающе… пока по ошибке не была запущена «плюсовая» фонограмма песен, которые должны были исполнить дети. Заглушить рвущуюся из динамиков запись своими живыми голосами хористы не смогли, как ни старались.

P.S. 16 апреля Валерий Гергиев побывал в музее-усадьбе Чайковского в Воткинске. Смотря на пруд из окна усадьбы, он заметил, что в честь юбилея композитора было бы неплохо высадить вдоль набережной 175 лип, а потом каждый год добавлять к этой аллее по одному дереву. Закладка этой аллеи произошла в день рождения Чайковского, и многим запомнился комментарий ведущего праздник, который, кажется, без всякой задней мысли сообщил, что «теперь понятно, почему главным словом на нашем празднике стало слово «липа». Что ж, следующий юбилей Чайковского еще нескоро, и остается надеяться, что к тому времени «липа» будет ассоциироваться только с живописной аллеей на берегу пруда.

В : Город

Статьи по Теме