Секреты клана Соловьева. Часть VI

2594 Просмотров Нет комментариев
Секреты клана Соловьева

Часть VI. Отец и дети. Конфликт интересов

Коррупционная схема

При Соловьевых сложилась порочная практика в республиканском министерстве дорожного хозяйства относительно проведения торгов на выполнение тех или иных работ. Напомним, в ведомстве это направление курирует еще один близкий друг Главы республики Соловьев-маленький. А дочь руководителя республики, еще один замминистра Юлия Башкова отвечает за приемку объемов и качества выполненных работ.

Для начала немного статистики. За последние несколько лет было заключено более 2 тысяч государственных контрактов по итогам закупочных процедур на различные работы по строительству и ремонту автомобильных дорог и сопутствующей инфраструктуры.

Общая сумма этих контрактов составила астрономическую сумму в 22,893 миллиарда рублей. При этом в более чем половине конкурсных процедур был лишь один участник торгов, почти 400 торгов прошли без снижения начальной максимальной цены контракта (снижение на 0-2%).

Каждое из этих предприятий роднит и объединяет два момента. Во-первых, все они были некогда структурными подразделениями ГУП «Удмуртавтодор», которым на протяжении 10 лет руководил нынешний Глава Удмуртии Александр Соловьев. А во-вторых, в совет директоров всех этих предприятий входит заместитель руководителя Миндортранса Юлия Башкова – младшая дочь Александра Соловьева. Кстати, злые языки судачат, что между нынешним начальником «Удмуртавтодора» Александром Корепановым и Юлией Башковой сложились личные отношения, которые выходят за рамки взаимоотношений начальницы и подчиненного.
Юлия Башкова, младшая дочь Главы Удмуртии

Юлия Башкова, младшая дочь Главы Удмуртии

Занимая должность члена совета директоров этих акционерных обществ, дочь Главы Удмуртии напрямую нарушает закон о статусе государственного служащего, 17 статья которого прямо запрещает участие чиновников в деятельности органа управления коммерческой организации. А в положениях о совете директоров этих предприятий прописано, что его члены имеют право на получение денежного вознаграждения.
40
Членство в совете директоров может противоречить и закону о противодействии коррупции в части так называемого «конфликта интересов». С одной стороны Башкова, как член совета директоров компании должна делать все для успешной работы предприятия, для повышения производственных показателей и улучшения финансовой ситуации. С другой стороны, Башкова, как чиновник Миндортранса, который проводит торги и определяет обладателей многомиллионных контрактов, может оказывать непосредственное влияние на исход конкурсных процедур.
plan

Эта схема, имеющая все шансы называться коррупционной, еще больше сдабривается наличием «штатного проектировщика» «Автодормостпроекта» во главе с зятем Соловьева Захаром Милостивенко, двумя его близкими друзьями в руководстве Миндортранса – Виктором Вахромеевым и Александром Соловьевым-маленьким, а также общим кураторством со стороны самого Александра Васильевича Соловьева.

В ходе анализа госзакупок с предприятиями, в органах управления которых числится дочь Главы Удмуртии, обращает на себя внимание большая доля торговых процедур с одним участником и заключение контрактов с единственным поставщиком, что может свидетельствовать о неконкурентном характере организации торгов и сговоре, существующем между заказчиками и исполнителями.

Так, в 2015 году из 124 торгов с участием ГУП «Удмуртавтодор» в 112 он был единственным участником, в 2014 году — из 109 в 97. Схожая ситуация и с «городскими ДП». Например, с участием АО «Сарапульское ДП» в 2015 году прошло 24 торгов, в 20 из которых он был единственным участником, в 2014 году — из 25 торгов в 21 случае с единственным участником.

В чьих карманах искать полмиллиарда дорожных рублей?

Крайне любопытным выглядит также и ценообразование лотов, которые выставляются на торги. Анализ одного крупного госконтракта, превышающего 1 млрд рублей, показывает, что его исполнение происходит по принципу «матрешки» (выигравшая тендер компания не исполняет его, а перезаказывает исполнение другим компаниям по меньшей стоимости).

Речь идет о заказе на сумму 2,18 млрд рублей (информация о контракте в системе госзакупок №0113200003813000167), где заказчиком выступает Миндортранс Удмуртии, а исполнителем — ООО «Удмуртдорстрой», который возглавляет Александр Чумаков. Именно Чумаков является генеральным директором и АО «ДП «Ижевское», в совет которого входит Юлия Башкова. Кроме того, у ДП «Ижевское» и «Удмуртдорстроя» единый адрес нахождения – 7-й километр Як-Бодьинского шоссе, дом 5. Что позволяет говорить о том, что это фактически единое предприятие.

По результатам этой закупки был заключен госконтракт с ООО «Удмуртдорстрой» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики в Глазовском, Игринском, Можгинском, Завьяловском, Увинском, Сарапульском, Камбарском районах Удмуртской Республики» в 2014-2016 годах.

ООО «Удмуртдорстрой» сразу же после победы в конкурсе заключает сразу 6 контрактов на выполнение аналогичных работ на тот же период с:

  1. АО «ДП «Ижевское» на сумму 586,5 млн рублей на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Завьяловском районе
  2. АО «Глазовский дормостстрой» на сумму 287,9 млн рублей на выполнение работ в Глазовском районе
  3. АО «Сарапульское ДП» на сумму 355,2 млн рублей на выполнение работ в Сарапульском и Камбарском районе
  4. АО «Увинское дорожное предприятие» на сумму 332,8 млн рублей на выполнение работ в Увинском районе
  5. ООО «Игринское ДСП» на сумму 237,1 млн рублей на выполнение работ в Игринском районе
  6. АО «Можгинское ДП» на сумму 240,3 млн рублей на выполнение работ в Можгинском районе
    Таким образом, всего на выполнение тех же самых работ заключены контракты на общую сумму 2,039 млрд рублей. Разница между заключенным госконтрактом между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Удмуртии и ООО «Удмуртдорстрой», а далее суммами контрактов на выполнение этих же работ за этот же период между ООО «Удмуртдорстрой» и реальными исполнителями работ составляет 140,2 млн рублей. В чьих карманах и на чьих счетах осели эти суммы в отрасли, которую курирует лично Глава Удмуртской Республики?
Стоит отметить, что за последние годы с ООО «Удмуртдорстрой» и ГУП «Удмуртавтодор» было заключено еще три контракта на сумму более 1 млрд рублей каждый: в двух случаях заказчиком также выступал Миндортранс республики, а в одном — ФКУ «Волговятскуправтодор». Если «чистая прибыль» с каждого из таких контрактов будет сопоставима с тем, что удалось «заработать» на вышеописанном контракте, встает вопрос о том, куда делись уже не 140 миллионов, а сумма в четыре раза большая – 560 миллионов рублей.

Близнецы, осваивающие миллионы

Еще один любопытный контрагент дорожных предприятий республики, которого они часто привлекают в качестве субподрядчика – ООО «Автодормостстрой». Компанией, занимающейся строительством дорог, мостов и тоннелей, руководит Валеев Рустем Мунирович, совладелец и руководитель еще с десятка коммерческих структур и, как говорят знакомые с ситуацией люди, хороший приятель дочери Главы Удмуртии Юлии Башковой.

Ижевск, ул. Пойма | фото Google Maps

Ижевск, ул. Пойма | фото Google Maps

И все бы ничего, если бы не занимательная путаница. Дело в том, что в природе существуют две компании с одним названием – ООО «Автодормостстрой». Они располагаются по одному и тому же адресу – Ижевск, ул. Пойма, 45 и даже телефон у двух контор один и тот же – 50-55-56. Отличаются близнецы только номером ИНН и владельцами. Впрочем, и в этой части можно найти общие черты.

В первом «Автодормострое» Рустем Валеев был и остается учредителем и единственным собственником ООО. Надо сказать, вполне успешного, поскольку иного определения для предприятия за период 2012-2014 годов освоившего по меньшей мере 84 млн рублей только бюджетных денег, трудно подобрать.

В основном это были подряды и субподряды на содержание дорог, обслуживание территории, ремонта тротуаров, уборке снега и другие работы. Заказчиком выступали различные органы власти, в том числе и в районах республики, а также ФКУ «Волго-Вятскавтодор», «Управтодор» и министерство дорожного хозяйства республики.

И здесь выходит на авансцену второй «Автодормостстрой». До конца декабря 2014 года им также владел господин Валеев, но в нужный момент он предпочел уступить право своего владения своему партнеру Валерию Павловичу Завалину, также владеющему рядом компаний со специфическими приставками «-мост» и «-строй». Завалин – человек также не чуждый клану «профессиональных дорожников», он приходится сватом главе Миндортранса Виктору Вахромееву.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии фото igis.ru

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии
фото igis.ru

Кстати, одно из «завалинских» предприятий, а именно ООО «Мостдорпроект» располагается по уже давно известному адресу ул. Кирова, 22, в здании Министерства дорожного хозяйства и транспорта республики, там же где «обитает» главный республиканский проектировщик дорог – ОАО «Автодормостпроект», возглавляемый зятем Александра Соловьева Захаром Милостивенко. По имеющейся информации, «Мостдорпроект» может выступать в качестве субподрядчика при выполнении госконтрактов, выигрываемым «семейной» проектной организацией.

Просто так частная проектная организация вряд ли бы когда смогла разместиться на «блатных площадях» Миндортранса.

Но вернемся ко второму «Автодормостстрою». Формально выйдя из учредителей компании, Валеев, тем не менее, сохранил свое влияние на предприятие, а главное, на его эффективность участия в торгах, организуемых в дорожной сфере. По видимому, совершенно случайно, получилось так, что начиная с 2015 года «второй» «Автодормостстрой» начал выигрывать госконтракты, а первый – перестал в них участвовать напрочь.

За год «второй» «Автодормостстрой» получил не меньше десятка госконтрактов на общую сумму 53 млн рублей. Заказчиками, как и в случае с «первым» предприятием, выступили государственные и муниципальные учреждения (в первую очередь МКУ «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» Администрации г. Ижевска), а также дорожные предприятия – ДП «Ижевское» и ДП «Можгинское»).

Таким образом, мы имеем в лице двух компаний фактически единое предприятие (общий учредитель, адрес регистрации и даже рабочие телефоны), которое в период с 2012 по 2015 годы освоило 137 миллионов рублей бюджетных средств на госконтрактах, разыгрываемых органами республиканской и муниципальной власти, а также предприятиями дорожной отрасли. И вся эта круговерть юридических и физических лиц в очередной раз проходит в подозрительной близости от членов семьи Главы Удмуртии Александра Соловьева.

Кроме того, по имеющейся, но пока неподтвержденной информации, структуры господина Валеева занимаются так называемой пробной разработкой карьеров в Сарапульским и Каракулинском районах республики. Получая разрешение на отбор проб ПГС, песка и других нерудных материалов, злоумышленники, пользуясь слабой охраной этих объектов, фактически ведут нелегальную разработку этих карьеров.

Глава Удмуртии сажает деревья в карьере, где добывался песок для строительства моста через Буй | май 2016-го

Глава Удмуртии сажает деревья в карьере, где добывался песок для строительства моста через Буй | май 2016-го

Добытые таким образом нерудные материалы, по имеющейся информации, поставляются для нужд главной дорожной стройки последних лет, лично курируемой Александром Соловьевым, — моста через Каму. Думается, эта информация будет с особой тщательностью проверена представителями правоохранительных органов.

ФСБ и УФАС не дремлют, а суд – самый гуманный

Вышеописанные схемы теоретически могли бы стать предметом интереса не только для контролирующих расходы бюджета органов, но и правоохранительных органов. Подобные схемы, как правило, свидетельствуют не только о неэффективном расходовании бюджетных средств, но и о возможном наличии при реализации подобной схемы преступном умысле, направленном на хищение денежных средств. А то, что органы пристально изучают ситуацию в дорожной отрасли республики, свидетельствует, например, скандал со строительством дороги Игра — Глазов.

строительство дороги Игра-Глазов

строительство дороги Игра-Глазов

Сотрудники Управления ФСБ по Удмуртии выявили случаи начала работ до заключения контрактов. Произошло это еще в 2014 году. Заказчиком работ выступил Миндортранс республики, а исполнителями — АО «Глазовский дормостстрой» и АО «Сарапульское ДП».

Оказалось, что большая часть работ на 4-ом участке автодороги «Игра-Глазов» выполнены до объявления победителя аукциона и заключения государственного контракта. При этом работы выполнял «Глазовский дормостстрой», на основании проектной документации, выданной региональным Миндортрансом. Проектировщиком дороги выступил уже давно знакомый нам «Автодормостпроект» во главе с Захаром Милостивенко, а документацию согласовывала замминистра дорожного хозяйства Юлия Башкова.

Материалы дела были переданы в УФАС. С учетом полученной информации, установленных доказательств, комиссия республиканской антимонопольной службы приняла решение о том, что Миндортранс Удмуртии, «Сарапульское дорожное предприятие» и «Глазовский дормостстрой» заключили соглашение, которое привело к ограничению конкуренции. Потенциальные участники аукциона не имели бы возможности участвовать в аукционе, поскольку большая часть работ уже была выполнена.

Предприятия и министерство были привлечены к административной ответственности в виде штрафов по 33,6 млн рублей каждое. Должностные лица предприятий и министерства оштрафованы на 20 000 рублей каждый. Представители дорожных предприятий и Миндортранса не согласились с решением и обжаловали его в суде.

Однако арбитраж признал решение антимонопольного органа законным. Единственная уступка, которой удалось добиться по результатам рассмотрения дела, – снижение суммы штрафов в среднем в 4 раза. «Сарапульское дорожное предприятие» должно выплатить 4 млн рублей, а «Глазовский Дормостстрой» – чуть более 3 млн рублей. У России, как известно, самый гуманный суд в мире.

k

Конец шестой части

В седьмой части расследования «Секреты клана Соловьева» вы узнаете, кто за последние два года стал монопольным поставщиком гравия, щебня, битума, соли, асфальта для нужд дорожной отрасли Удмуртии и какое они отношение имеют к Александру Соловьеву.

Статьи по Теме