Секреты клана Соловьева. Часть I

3112 Просмотров Нет комментариев

Открытый доклад-расследование о ситуации в дорожной отрасли Удмуртии в период правления Соловьева А. В.

Выбор президента – как дар небес

В феврале исполнилось два года, как Александр Соловьев возглавляет Удмуртию в качестве главного должностного лица. О том чего добился новый глава региона на этом посту, а что оказалось ему не под силу, мы уже рассказывали в ряде материалов. Но сейчас хотелось бы сосредоточиться на той сфере, которая всегда была близка Александру Васильевичу, и в которой он считает себя большим специалистом. Речь о дорожном хозяйстве. Оно стало проводником Соловьева сначала в мир первых лиц республики, затем в большую политику и, наконец, стало источником личного обогащения близкого ему круга лиц, состоящего из друзей и родственников.

Не секрет, что когда появилась первая информация о том, что Президент России Владимир Путин при определении будущего руководителя Удмуртии сделал свой выбор в пользу сенатора Александра Соловьева, у многих в голове промелькнула мысль: «Это же дорожник!».

И неважно, что последние одиннадцать лет перед назначением на высокую должность, Соловьев официально не имел никакого отношения к дорожной отрасли. Он поступательно продолжал свою карьеру по законотворческой линии — сначала в Госсовете Удмуртии, а затем и в Совете Федерации. В республике всегда были проблемы с хорошими качественными дорогами. И приход на высокий пост дорожника вселял надежду, что, как минимум, с одной извечной проблемой будет покончено.

Громкие слова и растущий рейтинг

Как ожидалось, так и происходило на первых порах. Одним из первых заявлений Александра Соловьева в должности и. о. Главы Удмуртии, стало желание навести порядок в дорожной сфере республики.

28 февраля 2014 года Александр Соловьев приехал на коллегию в министерство дорожного хозяйства и транспорта представлять нового руководителя. Им стал его верный соратник, «почетный дорожник России» Виктор Вахромеев, который всегда работал под руководством Соловьева. Накануне 60-летия Вахромеева его вместо того, чтобы отправить на пенсию (как многими ожидалось), делают министром.

Стоя рядом с новоиспеченным министром Соловьев говорил, в принципе, правильные слова: «Мы строим дороги на деньги налогоплательщиков, и мы не настолько богаты, чтобы строить такие дороги, которые уже через год требуют ремонта. Дорожники должны разобраться, почему так происходит: или из-за качества используемых материалов, или технология нарушена. Разобраться и исправить ошибки, но качество должно быть на безупречном уровне».

Соловьев, Вахромеев

Члены коллегии аплодировали этим словам, еще не сильно понимая, что от них ожидает новый руководитель республики, который очень долго работал в дорожной сфере, знает все нюансы, ценообразование и правила игры, а главное, как они должны разобраться в том, в чем разобраться невозможно?

Через несколько месяцев должны были состояться выборы Главы Удмуртии, и Александру Соловьеву понравился эффект, который производит его «дорожная риторика» на простых жителей республики. И особенно на жителей Ижевска, в котором от плохих дорог особенно натерпелись. В итоге Соловьев продолжил усиливать эту тему.

Две недели спустя, 13 марта 2014 года, Александр Соловьев выступил на коллегии Октябрьского района Ижевска:

«Наши дороги не выдерживают никакой критики. Чтобы справиться с данной проблемой, надо поменять саму систему работы дорожной отрасли республики. Если через три года эксплуатации наши дороги находятся в таком состоянии, что снова требуют ремонта, то это кроме как браком в работе не назовешь. Так работать нельзя! Жители республики вправе ожидать от нас более эффективной работы».

СМИ республики разносили эти благие вести, а рейтинг и. о. Главы еще подрос.

В Удмуртии будут лучшие дороги в России!

Пришла пора переходить к конкретным обещаниям, которые если не отольются в граните или в металле, то уж точно совсем неплохо будут смотреться на агитационных материалах кандидата на должность Главы Удмуртии Александра Соловьева.

Выступая 25 марта 2014 года перед депутатами Госсовета Удмуртии, Соловьев размышлял:

«Надо работать последовательно и разумно вкладывать каждый рубль. Деньги в дорожную отрасль направляются немалые. Откуда же у наших жителей такая глубокая неудовлетворенность состоянием дорог? Убеждён, что основная причина – в низком качестве дорожных работ. Возьмем для примера Ижевск. В прошлом году наша столица получила на дороги почти миллиард рублей! Серьёзная сумма. И что же мы видим сегодня? И в центре, и на окраинах на дорогах ямы, колдобины, колеи. Каждый день жители поминают «добрым» словом и дорожников, и власти всех уровней. К сожалению, такая ситуация не только в Ижевске, но и по всей республике.

Особое внимание надо уделить качеству и соблюдению технологий. Сейчас, например, имеется практика заливать асфальт в непросохшие ямы. Никакой пользы от этого нет. Я распорядился прекратить такое разбазаривание бюджета. Да, в период таяния снега автомобилистам придется немного потерпеть. Но уверяю вас, на эти сэкономленные деньги мы сможем сделать больше и лучше, когда дороги высохнут.

Кроме того, необходимо рачительно, по-хозяйски подойти к имеющимся средствам. Очевидно, что в этом году нам придется сосредоточиться на ремонтах. Если сегодня не восстановим существующее покрытие, в следующем году масштаб бедствия будет ещё больше».

Незамысловато раскрыв суть проблемы и пути ее решения, Александр Соловьев поставил перед своими вчерашними коллегами по дорожной отрасли задачу, от которой многих бросило в жар. А кого-то и в холод.

«Я ставлю перед дорожниками, перед правительством такую задачу – республика должна войти по качеству дорог в десятку лучших регионов России! Этот вопрос на моём личном контроле. И я буду последовательно добиваться его решения», — заявил Александр Соловьев, победоносно оглядывая зал. Ну как за такого человека не проголосовать?!

Мост, который построил не Соловьев

Еще одно направление, которое Соловьев сделал своей флагманской темой, стало строительство моста через Каму. С первых дней руководства республикой новый глава сделал все, чтобы серьезный инвестиционный проект ассоциировался исключительно с персоной «профессионального дорожника».

Соловьев периодически наведывается на строительную площадку, где происходит надвижка моста, рассказывает журналистам подконтрольных средств массовой информации о том, как он еще двадцать лет назад говорил о необходимости строительства этого объекта и намекает, что на открытие моста в сентябре нынешнего года может приехать даже глава государства. Разумеется, все это стало возможным не без участия Александра Соловьева.

На самом деле реализация этого инвестиционного проекта заслуга целиком и полностью других людей – представителей федерального центра, инвестора, а также банка «ВТБ». К строительству моста Соловьев начал иметь отношение лишь став Главой Удмуртии, а до того момента все его немногочисленные попытки «прислониться» к выгодной теме заканчивались курьезами.

О необходимости строительства моста, действительно, говорили уже давно, еще с конца 90-х. Вот только этот вопрос решался явно не на уровне тогдашнего руководителя «Удмуртавтодора». И даже не на уровне бывшего руководителя республики Александра Волкова.

Кстати, Волков, до определенной поры и вовсе стопорил развитие этого проекта, не веря в экономический и организационный успех этого строительства. Но мост был необходим сразу нескольким регионам, поскольку существенно упрощал и укорачивал дорогу из Москвы до Уфы или Екатеринбурга. Так стройка приобрела федеральное значение.

На сегодняшний день это серьезный инвестиционный проект на условиях государственно-частного партнерства, которая реализует республика. Но для того, чтобы мост начал строиться, пришлось провести серьезную, подчас незаметную глазу стороннего наблюдателя, работу, которая растянулась на долгие годы.

Первый проект строительства моста был презентован в 2007 году на международном экономическом форуме «Кубань» в Сочи. Впоследствии этот проект выставлялся на многих форумах – от Сочи до Санкт-Петербурга – поиск инвестора велся с особым усердием.

Сильное решение было принято в 2008 году, когда проект строительства моста был одобрен Федеральным дорожным агентством и рекомендован для выделения бюджетных субсидий. На тот момент предполагалась, что смета на строительство моста составит 5,7 млрд рублей, а само строительство начнется в 2010 году. В дальнейшем стоимость строительства моста только росла, а сроки отодвигались. Ничего не поделаешь – за время жизни инвестпроекта страну поразили два сильных экономических кризиса. Но от моста было решено не отказываться.

В следующем 2009 году правительство республики зарезервировало 415 гектаров земли для госнужд, под которыми понималось строительство моста и создание необходимой инфраструктуры. Кроме того, была оформлена заявка на финансирование проекта из инвестиционного фонда в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы России». А правительство России утвердило заявку и бизнес-план на строительство моста. Тогда же стала известна и окончательная стоимость объекта – около 14 млрд рублей.

В апреле 2009 года Президент Удмуртии Александр Волков оказался на приеме у председателя правительства России Владимира Путина и обсудил с ним тему строительства моста. Тогда же было принято принципиальное решение по финансированию стройки: 70% затрат профинансирует инвестор, а 30% — это средства федерального и республиканского бюджетов.

В 2010 году Госсовет республики закладывает первые 200 млн рублей в бюджет 2011-2012 годов на расходы, связанные со строительством моста. Что касается документации, то со стороны республики было сделано все необходимое. Приходилось ждать окончательного решения правительственной комиссии на уровне Федерации. Оно было получено во второй половине года, и в сентябре 2011 года премьер республики Юрий Питкевич подписал документы на проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения о строительстве моста.

Конкурс был проведен, инвестором стала ООО «Региональная инвестиционная компания» и начался долгий процесс согласования всех необходимых моментов. Этот процесс не был простым. И снова многие вопросы уперлись в позицию руководства Удмуртии. В феврале 2012 года республика была готова к отчаянному шагу по расторжению соглашения. Александр Волков заявил, что Удмуртию не устраивают «кабальные условия инвестора», которые требуют слишком больших государственных гарантий и могут существенно увеличить госдолг. Президент даже намекнул, что республика может самостоятельно начать строительство моста. С таким отношением к инвестору был риск вовсе забыть о проекте.

Но ставить судьбу моста в зависимость от настроения «удельных князей» не позволили федеральные власти, которые привлекли к участию в проекте серьезного игрока в лице банка «ВТБ». С этого момента проект строительства моста задышал полной грудью.

Сторонам удалось все-таки достичь компромисса, разногласия с инвестором были улажены, а разделение затрат на строительство моста сложилось таким образом: бюджет Удмуртии – 1,343 млрд руб., бюджет России – 2,516 млрд руб., средства инвестора – 10,083 млрд руб., из которых половину должен был дать банк-партнер.

В конце 2012 года в теме с мостом впервые засветился Александр Соловьев, но сделал это как-то неуклюже. Будучи в то время председателем Госсовета республики, Соловьев на традиционной предновогодней пресс-конференции, видимо, решил проявить свою осведомленность, и заявил, что «организационные вопросы практически все решены, строительство моста может начаться уже в январе».

До подписания соглашения с банком «ВТБ», который в конечном итоге и станет банком-партнером в проекте, оставалось еще десять месяцев и любое неосторожное заявление могло расстроить всю сделку. Говорят, что за неуемное рвение, незнание ситуации и создание угрозы всему проекту Соловьеву пришлось потом долго объясняться.

Подписание долгожданного концессионного соглашения между республикой и «ВТБ» состоялось 1 октября 2013 года, всего лишь за несколько месяцев до отставки Александра Волкова с поста президента Удмуртии. По нему «ВТБ» выделял инвестору 5 млрд рублей. Тогда же был обозначен и срок сдачи моста – 1 октября 2016 года. Окупаемость проекта должна составить 11 лет, а первые строительные работы начнутся в ноябре 2013 года.

Так в принципе и произошло, но с начала 2014 года строительство моста стало темой, на которой политические очки начал зарабатывать уже Александр Соловьев. Впрочем, торопливость нынешнего руководителя республики снова его подвела. Едва вступив в должность, Соловьев заявил, что рабочее движение по мосту начнется в конце 2015 года. Но нашлись люди, объяснившие, что спешка в данном случае неуместна и поэтому мост будет сдан в срок – в сентябре 2016 года.

Конец первой части

 

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Соловьев Александр Васильевич
Глава Удмуртской Республики, возглавляет регион с 2014 года. До этого в течение 11 месяцев был членом Совета Федераций. Почти 10 лет (с 2003 по 2013 год) работал в качестве заместителя председателя и председателя Госсовета. 24 года отработал в системе дорожного хозяйства Удмуртии, пройдя путь от механика до начальника ГУ «Управтодор Удмуртии». В должности руководителя дорожной сферы региона отработал десять лет (с 1993 по 2003 год).

Башкова Юлия Александровна
Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Удмуртской Республики с 2010 года. Младшая дочь Александра Васильевича Соловьева. Ранее руководила ОАО «Автодормостпроект» (с 2004 по 2010 год). Бывший совладелец (40% доля) ООО «Доркамень», занимающегося разработкой гравийных и песчаных карьеров.

Соловьев Александр Михайлович
Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Удмуртской Республики с 2011 года. Близкий друг семьи Александра Васильевича Соловьева. Друзья и близкие знакомые по принципу противопоставления называют его Соловьев-маленький. В 1999 – 2004 г.г. – президент банка ООО «Удмуртский промышленно-строительный банк», миноритарными акционерами которого являются такие известные в республике люди как руководитель «Удмуртпотребсоюза» Каримов Рауф Мухаметович, старшая дочь Главы Удмуртии предприниматель Евгения Сирик и сам Александр Михайлович Соловьев. В 2005 – 2011 г.г. занимал руководящие должности в ГУ «Управтодор Удмуртии».

Сирик Евгения Александровна
Предприниматель. Директор и владелица ООО «Хоттэй», ООО «Евгеника», ООО «Теллура» (все компании занимаются оптовой торговлей продуктов питания), ООО «Нерудпром» (разработка гравийных и песчаных карьеров), старшая дочь Александра Васильевича Соловьева. Гражданская жена депутата Городской Думы Ижевска Захара Милостивенко.

Милостивенко Захар Сергеевич

Депутат Городской Думы Ижевска, директор ОАО «Автодормостпроект», гражданский муж Сирик Евгении Александровны.

Вахромеев Виктор Павлович
Министр дорожного хозяйства и транспорта Удмуртской Республики. Близкий друг и давний коллега Александра Васильевича Соловьева. Жены двух дорожников – Соловьева и Вахромеева долгие годы приятельствуют между собой. В дорожной сфере республики работает уже 40 лет – с 1976 года, пройдя путь мастера дорожного участка до министра. Весь период «дорожной карьеры» Соловьева работал вместе с ним, чаще всего его подчиненным или заместителем.

Корепанов Александр Валерьевич

Начальник ГУП «Удмуртавтодор». Ранее руководил такими дорожными предприятиями как ДП «Ижевское», «Трест Дормостстрой» и «Удмуртдорстрой». Считается близким другом младшей дочери Главы Удмуртии. Предполагается, что должен в скором времени сменить Виктора Вахромеева на должности министра дорожного хозяйства и транспорта Удмуртии.

Мурашов Александр Степанович

Предприниматель. Владелец и директор компаний «Байконур» и «Байконур-Иж», которые являются главными поставщиками химических реагентов (главным образом, технической соли) для нужд дорожной отрасли. Также вместе со своей женой владеет ООО «Байконур-Тур» и ООО «Байконур-Сервис». Во время работы Александра Соловьева в Совете Федераций был официальным помощником сенатора. Считается близким другом Главы Удмуртии. 27 марта 2016 года на довыборах был избран депутатом Госсовета Удмуртии. Выдвинут партией «Единая Россия».

Трубицын Андрей Игоревич

Директор МУП «Дорожное ремонтно-эксплуатационное предприятие», крупнейшего городского подрядчика по содержанию дорог в Ижевске, зять Александра Мурашова.

Жириль Федор Викторович
Начальник казенного учреждения «Управтодор Удмуртии». Давний друг Главы Удмуртии. С 1993 года работает в системе «Удмуртавтодора». Более 10 лет работал вместе с Александром Соловьевым.

Вахитов Загид Рифгатович
Директор ООО «АБЗ Пойма», бизнес-партнер клана Соловьевых, продавец элитной недвижимости в Испании.

Читайте во второй части расследования уже на этой неделе:

как нынешний глава Удмуртии рос в системе дорожного хозяйства, как запрещал ремонтировать дороги в дождливую погоду (но их все равно ремонтировали), почему собирался стать мэром Ижевска еще 15 лет назад и как планировал построить мост через Ижевский пруд.

Статьи по Теме