Провоцируя войну

754 Просмотров Нет комментариев

Сокращение количества депутатов Госсовета может иметь непредсказуемые политические последствия накануне выборов Президента России.

УР

«Заноза» Главы Удмуртии

С того момента, как Александр Соловьев возглавил Удмуртию, прошло два с половиной года. Срок, достаточный для того, чтобы, несмотря на кадровый голод, настроить «под себя» органы государственной и муниципальной власти республики. В Удмуртии серьезно изменился состав Правительства региона, обновилась Администрация Главы УР, наконец, были заменены некоторые главы администраций районов.

Единственной «занозой» в этой более-менее отстроенной системе для Александра Соловьева был и остается Госсовет УР, сформированной еще при прежнем руководстве Удмуртии. До поры до времени республиканский парламент вел себя послушно, лишь изредка (как в случае с так и не состоявшимся назначением Владимира Чепкасова на должность в структуре Госсовета) вызывая беспокойство Александра Соловьева.

Впрочем, и этих мелких инцидентов хватило для того, чтобы Глава Удмуртии заговорил о реформе парламента республики. Как будто предчувствуя скверное для себя развитие событий, Александр Соловьев в мае этого года провел рабочее совещание со спикером Госсовета УР Владимиром Невоструевым, зампредом ЦИК УР Жанной Дворцовой и начальником Государственно-правового управления Владиславом Поджаровым.

В соответствии с российским и региональным законодательством количество депутатов нашего республиканского парламента может быть не менее 35 и не более 90. Участники встречи пришли к мнению, что число избранников в следующем созыве необходимо сократить. Принято решение продолжить обсуждение вопроса с действующими депутатами, лидерами политических партий, общественностью,
— заявила по итогам встречи пресс-служба Главы Удмуртии

Ответный удар?

А буквально через месяц, в конце июня, случился большой скандал. Депутаты Госсовета УР впервые «показали зубы», отказавшись согласовать предложенную им кандидатуру Рафиса Касимова на должность вице-премьера республиканского Правительства.

Рафис Касимов | фото День.org

Рафис Касимов | фото День.org

Был ли этот демарш «ответным ударом» депутатов Главе Удмуртии, сказать трудно. Не исключено, что причина несогласования Рафиса Касимова лежала на поверхности: в Правительстве УР и так слишком много людей, получивших должности благодаря личной близости к Александру Соловьеву, а не профессиональным качествам. Тем более что кандидат на должность вице-премьера халатно отнесся к процедуре, не удосужившись представить депутатам плана действий в новой должности.

Однако в коридорах власти возобладала иная точка зрения. Некоторым чиновникам Администрации Главы УР очень хотелось связать случившееся с существованием масштабного заговора против Александра Соловьева, и они своего добились. Как следствие, усилились и разговоры о грядущем сокращении количества депутатов (с 90 до 60 человек), называлась и конкретная дата рассмотрения законопроекта – сентябрь 2016 года.

Экономия по-соловьевски

Инициатива сокращения количества депутатов Госсовета УР исходит непосредственно от Александра Соловьева, в этом нет ни малейших сомнений. Однако сам Глава Удмуртии предусмотрительно о предстоящей реформе не высказывается. За него это делают другие.

Спикер Госсовета УР Владимир Невоструев хотя и был осторожен, но сокращение поддержал.

Такая оптимизация нужна. Есть такие же по площади регионы, как и Удмуртия, и там депутатов меньше. Пока, конечно, нельзя сказать, сколько будет народных избранников. У нас еще есть время на раздумье,
— заявил председатель парламента.

 

Другой аргумент сторонников реформы – экономия. Однако из 90 депутатов Госсовета УР зарплаты получают только 10 человек – это спикер, два его заместителя, шесть председателей постоянных комиссий и один депутат. Бюджет республики тратит на них в год около 20 млн. рублей, но нет никаких гарантий, что после реформы будет тратить существенно меньше – хотя бы один заместитель спикеру будет нужен, а количество комиссий сократится максимум до четырех.

Говоря о деньгах, сторонники реформы сознательно лукавят, умалчивая о том, что действительно позволило бы бюджету экономить – сокращение не количества депутатов, а аппарата Госсовета УР. Огромное здание бывшего обкома партии, в котором одно время размещались все органы власти УАССР, теперь занято только огромным аппаратом Госсовета. Сегодня деятельность 90 депутатов обеспечивают 97 служащих, в отличие от 80 депутатов, получающих неплохие зарплаты. Плюс всевозможные службы: столовая, гараж, уборщицы, сантехники, охрана… Но о сокращении персонала никто даже не задумывается.

Почему? Исключительно потому, что цель реформы – не экономия, не повышение статуса депутата, а исключительно желание Главы Удмуртии сформировать подконтрольный ему республиканский парламент.

zzz

Депутаты-призраки

Председатель Госсовета УР Владимир Невоструев заявил о том, что инициативу по сокращению числа депутатов Госсовета УР якобы поддержала Москва. И, тем не менее, спикер, вроде бы поддерживающий реформу, достаточно осторожен в высказываниях.

Минусы: во-первых, территории округов станут больше, здесь труднее будет работать с каждым избирателем. С другой стороны, статус депутата станет выше, чем их станет меньше. И в Госсовет будут приходить работать люди наиболее подготовленные, узнаваемые, и они будут работать больше в своих избирательных округах. Наверное, есть резон немного оптимизировать,
— заявил Невоструев

 

Осторожность председателя Госсовета объясняется просто – он и сам может пострадать в результате возможной реформы. Об амбициях Владимира Невоструева хорошо известно в Администрации Главы УР, и не исключено, что, сокращая количество депутатов, там рассчитывают избавиться от него как от потенциального конкурента.

Но озвученные Владимиром Невоструевым аргументы, по крайней мере, один, касающийся укрупнения округов, выглядят серьезно. Сейчас каждый депутат Госсовета представляет интересы примерно 25 тыс. избирателей. Если число народных избранников сократится, количество избирателей на одного депутата вырастет до 30-35 тыс. человек – это примерно население трех районов.

Вывод о том, что депутаты превратятся в призраков, которые вроде бы есть, но их никто не может увидеть, напрашивается сам собой. Учитывая внушительные расстояния и зачастую отсутствие дорог, народные избранники будут появляться перед избирателями не чаще, чем Глава республики, в районах почти не бывающий. Спрашивается, кого будут представлять такие депутаты? Кому они нужны, кроме Александра Соловьева, вопреки здравому смыслу пытающемуся сократить количество народных избранников?

pz

Война накануне выборов

Сентябрьская сессия Госсовета УР выдастся тяжелой и, скорее всего, скандальной. На депутатов уже начали давить, причем достаточно активно. Так, уже известно о том, что им снова подсунут для одобрения кандидатуру Рафиса Касимова на должность вице-премьера Правительства УР. Глава республики демонстрирует, что готов идти на принцип и до конца, причем не только в кадровых вопросах.

Основным будет вопрос о сокращении числа депутатов, вероятнее всего, до 60 человек. Как минимум, 30 из действующих депутатов, проголосовав за этот законопроект, лишаться влияния на принятие ключевых решений. А может быть, и больше, не каждому из оставшихся 60 гарантировано место в будущем составе республиканского парламента.

Согласятся ли действующие депутаты с «обрезанием», которое предстоит Госсовету, сказать сложно. С одной стороны, тем самым они срубят сук, на котором сидят. С другой, давление на одних и обещания другим могут оказаться сильнее инстинкта политического самосохранения. В конце концов, в Администрации Главы УР могут и блефовать, обещая место каждому из действующих депутатов взамен на нажатие кнопки «за», а в реальности составляя совсем иные списки, такая практика хорошо известна по выборам в Гордуму Ижевска.

Даже если законопроект о сокращении числа депутатов вдруг будет одобрен, проблемы на этом не закончатся. Цена каждого из 60 (а может быть, и меньше) депутатских мандатов к выборам 2017 года предельно возрастет. Как следствие, за каждое кресло в Госсовете УР будут идти предельно жесткая, граничащая с войной, борьба, в которой будут участвовать все: политические партии, кандидаты, жители республики. Удержать ситуацию под контролем Глава Удмуртии, как лицо, заинтересованное в определенном результате, точно не сможет, и в этом случае Кремль получит дестабилизацию в еще одном российском регионе, причем буквально на пустом месте и прямо накануне выборов Президента России, которые состоятся в 2018 году.

Статьи по Теме