Очень дорогой Александр Васильевич

2054 Просмотров Нет комментариев

Впервые тема масштабных затрат глав территорий на самопиар была поднята на самом высоком уровне в декабре 2013 года. На форуме Общероссийского народного фронта Президенту РФ Владимиру Путину поведали о госзаказе сахалинского губернатора Александра Хорошавина по статье «Улучшение имиджа губернатора» на 680 млн рублей.

С самого «верха»

Глава государства принял эту информацию к сведению. И, судя по всему, заставил своих подчиненных проанализировать ситуацию. Как результат, летом 2015 года представители сразу всех фракций Госдумы РФ разработали законопроект, прямо запрещающий главам территорий тратить бюджетные деньги на самопиар.

Санкции против губернаторов-нарушителей предусмотрены самые серьезные. Так, за траты в размере от 1,5 млн. до 7,5 млн. рублей предусмотрен штраф (от 100 до 300 тыс.) или принудительные работы. За особо крупные затраты (более 7,5 млн. рублей) – штраф от 500 тыс. или тюремный срок до 5 лет лишения свободы.

Осенью стало известно о том, что Правительство РФ в целом одобрило законопроект, внеся в его концепцию некоторые коррективы. Чиновники предложили, что называется, отделить мух от котлет – губернаторский самопиар от получения гражданами необходимой информации о деятельности органов власти. Также в Правительстве считают, что, если закон будет принят, потребуется внесение соответствующих поправок в КоАП.

Как бы то ни было, ясно, что посыл идет с самого верха – из Администрации Президента РФ. «Если деньги выделяются из бюджета на пиар конкретных лиц, чиновников, то ничего хорошего здесь нет. Это, по сути, нецелевое использование средств. И нужно изобрести такую формулу, которая не позволяла бы деньги, которые можно использовать для решения социальных задач, тратить на этот голый пиар», — заявил в июне 2015 года Владимир Путин. И поручил Правительству РФ разобраться в этом вопросе.

Не вняли

Однако привыкшие жить на широкую ногу губернаторы не вняли и, по данным федеральных источников, в 2015 году увеличили расходы на самопиар. Конечно, были и те, кто сократил соответствующие статьи и даже вовсе отказался от затрат (главы Калмыкии, Чувашии, Северной Осетии и Кемеровской области), но тенденция, как говорится, налицо: личный пиар за бюджетный счет для большинства из них важнее. Не оказалось в числе исключений и Главы Удмуртии Александра Соловьева.

Начнем с уже известных подробностей, связанных с избирательной кампанией Главы республики. Согласно просочившимся в прессу данным (см. «Черные деньги для Главы Удмуртии. Во сколько обошлась предвыборная кампания Александра Соловьева?»), из неофициального избирательного фонда Александра Соловьева на его пиар в средствах массовой информации в общей сложности было потрачено 30 млн рублей.

5 млн рублей получила ТРК «Моя Удмуртия», 7 млн ГТРК «Удмуртия», столько же досталось коммерческим печатным СМИ, государственной газете «Известия УР» было заплачено 5 млн рублей, 4,5 млн досталось районным изданиям, в 1,5 млн обошелся пиар Александра Соловьева в интернете.

Согласно официальному финансовому отчету, кандидат Соловьев потратил на публикации в СМИ чуть больше 1 млн рублей. В реальности – в 30 раз больше. Что это были за деньги, так до сих пор и не ясно – то ли бюджетные, то ли околобюджетные, вынутые из официальных статей с помощью хитрых схем. Факт в том, что точно не личные – откуда, спрашивается, у бывшего сенатора такие суммы?

Кстати, уголовное дело по факту хищения средств из избирательного фонда кандидата Соловьева, по имеющейся информации, так до сих пор и не закрыто. Хотя единственным пострадавшим и является лишившийся своей должности руководитель управления по внутренней политики администрации Главы Удмуртии Сергей Сабуров, который, как считают в компетентных органах, имел самое непосредственное отношение к этой темной истории, этой теме при желании могут вернуть ее актуальность.

Сотни миллионов

В 2013 году общий бюджет средств массовой информации республики составил 180 млн рублей. В 2014 году – 187 млн. Правда, распределяются эти деньги довольно хитрым образом, львиную долю средств получает ТРК «Моя Удмуртия» — телеканал полностью заточенный на освещение деятельности первого лица республики. Каждый выпуск новостей этого телеканала начинается с обязательных сюжетов о том, где побывал и с кем встретился Александр Соловьев.

Александр Соловьев, ТРК Моя Удмуртия
В прошлом году «Моя Удмуртия», только по официальным данным, получила 77,2 млн рублей, это не считая прочих ассигнований, скрытых в различных бюджетных статьях. В 2015 году в соответствии с госпрограммой УР «Развитие печати и массовых коммуникаций», финансирование канала ТРК «Моя Удмуртия» будет увеличено до 82,4 млн рублей. А общая сумма бюджетных затрат на средства массовой информации вырастет до 204,129 млн рублей.

Таким образом, только официальные бюджетные расходы по строке «средства массовой информации» только за 2014-2015 годы правления Соловьева в Удмуртии составили 391 млн рублей.

Значительную долю этих ассигнований следует считать затратами на самопиар Главы Удмуртии. Ни один сюжет, ни одна радиопрограмма, ни одна публикация о работе государственных органов власти республики не обходится без упоминания Александра Соловьева. Не говоря уже о том, что, так или иначе, из бюджета оплачивается публикация его интервью, заявлений, поздравлений и др.

Новые структуры

Несмотря на грозные окрики из федерального центра, Глава Удмуртии не сокращает, а напротив, увеличивает расходы на собственный пиар. Как выяснилось, руководству республики мало уже существующих государственных СМИ (ТРК «Моя Удмуртия», госгазет и 25 районных изданий и др.), и оно решило создать еще одно – государственное информационное агентство «Удмуртия».

В нем, согласно официальным данным, будет работать 26 человек. Как заявил премьер республиканского Правительства Виктор Савельев, в задачи агентства будет входить формирование контента, который будет интересен федеральным средствам массовой информации, что якобы повысит инвестиционную привлекательность республики. В реальности же, как считают многие наблюдатели, формирование новой структуры будет «заточено» на освоение средств, направляемых на улучшение имиджа руководства Удмуртии и лично Главы Удмуртии Александра Соловьева.

Сколько из 200-миллионного бюджета, выделяемого на СМИ в 2015 году, «откусит» новая структура, в точности не известно. По данным НММ, не много, поскольку работать оно начнет только в конце ноября-начале декабря. Зато в СМИшном бюджете следующего 2016 года (предварительно он составит почти 170 млн рублей) агентству прочится около 20 млн рублей. Насколько обоснованы эти затраты на самопиар в ситуации, когда госдолг республики составляет 40 млрд рублей, решать Правительству РФ, которому Президент Владимир Путин поручил разобраться с затратами регионов на самопиар губернаторов.

Расскажите обо мне, хорошем!

Особую статью бюджетных расходов Главы Удмуртии Александра Соловьева на самопиар составляют так называемые контракты на освещение деятельности органов власти в СМИ. По официальным данным, в 2014 году таких контрактов было заключено на общую сумму 3 млн рублей. Министерство культуры, печати и массовых коммуникаций, а ныне Агентство печати и массовых коммуникаций УР заключает их с государственными и коммерческими СМИ на конкурсной основе через открытые аукционы. Но в реальности их итоги заранее расписываются между участниками, которые задолго до аукционов знают, сколько и кому причитается денег.

Получатели их – что в 2014 году, что в 2015 – те же.
В 2015-м, согласно данным сайта государственных закупок, на освещение деятельности Главы Удмуртии в СМИ потратили куда больше, чем в 2014-м году. Так, государственное СМИ, ФГУП ВГТРК «Удмуртия» (не стоит путать с ТРК «Моя Удмуртия») за 80 заказных сюжетов получило в общей сложности 4,875 млн рублей (каждый сюжет о солнцеликом правителе республики обошелся бюджету в 61 тыс. рублей).

Тремя контрактами на общую сумму 500 тыс. рублей разжился благодаря аукционам близкий пресс-секретарю Главы Удмуртии Елене Капитоненко холдинг ООО «Выбери радио», в который входят радиостанции «Европа-плюс», «Радио Дача», «Авторадио» и др.).

150 тыс. рублей за 80 новостей получило агентство ИА Udm-Info (ООО «Информер»), столько же, только за 50 новостей, заработало ООО «Аналитический центр «Провинция», то есть ИА «Сусанин». Значительно дороже, в 280 тыс. рублей обошлись услуги ИА «Интерфакс-Поволжье», разместившее 28 новостей о достижениях республики и ее руководителя.

Медиагруппа Центр, Александр Соловьев Печатным СМИ также удалось заработать. Газета «Центр» за 8 полос «заказухи» получила 300 тыс. рублей (37,5 тыс. рублей за полосу). Газета «Ясно» — 400 тыс. рублей (8 полос по 50 тыс. рублей каждая). Полмиллиона рублей были перечислены ИП Непомнящих, издающему «кошачью» газету «Успех каждому», номера которой валяются в каждом ижевском подъезде (6,4 полосы по 78 тыс. каждая).

В общей сложности на эти контракты вопреки требованиям Президента России Владимира Путина было потрачено 7 млн 155 тыс. рублей.

Кстати, аналогичные контракты разыгрываются и на муниципальном уровне. Так, например, ежегодные суммы, которые СМИ республики получали на освещение деятельности муниципальных органов власти Ижевска составляли от 10 до 13 млн рублей. Итого – не менее 20 млн руб. за два года. А эти два года были весьма насыщены политическими событиями, в которых важную роль играл Соловьев. И редкая публикация или телевизионный сюжет обходился без участия или упоминания руководителя республики.

Показалось мало

Но это еще не все. Уже в ноябре на сайте госзакупок появилась информация о заключении нового контракта с ФГУП ГТРК «Удмуртия». Судя по всему, руководство республики решило, что 80 новостных сюжетов – это слишком мало. И заключило с телеканалом еще один договор на 26 заказных сюжетов, которые обойдутся бюджету в 1,6 млн рублей (61 тыс. рублей за каждый).

Таким образом итоговая цифра затрат на пиар Главы Удмуртии Александра Соловьева (а он, так или иначе, является либо главным героем сюжетов, либо просто упоминается в самом выгодном свете) составляет 8 млн 755 тыс. рублей. По классификации разработчиков законопроекта о запрете губернаторского пиара за бюджетный счет, «тянет» на «особо крупные затраты», которые они предлагают карать штрафом от 500 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 5 лет.

Итого

Подобьем итог. За неполные два года, что главой республики является Александр Соловьев, финансирование «идеологического» направления составило, по грубым подсчетам в районе полумиллиарда рублей.

Это почти 400 млн руб – бюджетного финансирования, около 30 млн руб – в рамках «серой» предвыборной кампании, по меньшей мере, 28 млн руб – за счет республиканских и муниципальных контрактов со СМИ. Итого – порядка 460 млн. рублей. Хорошавин, напомним, «погорел» на сумме в 680 млн. руб., что, учитывая региональный коэффициент дальневосточного Сахалина, вполне сопоставимая с удмуртскими затратами на пиар сумма.

Статьи по Теме