Обложили меня, обложили… (Часть II)

2117 Просмотров Нет комментариев

Как известно, Владимир Путин тщательно избегает параллелей с российской партийно-хозяйственной бюрократией, и задиристая позиция Общероссийского народного фронта помогает ему стоять «над схваткой» и свободно маневрировать в меняющихся условиях.
Поэтому превращение ОНФ в единственного реального внешнего оппонента для региональных и федеральных чиновников было явлением ожидаемым.

А вот то, что сегодня происходит с «Единой России», стало для партийно-хозяйственной бюрократии большой и неприятной неожиданностью. На наших глазах «Единая Россия» начинает превращаться из гарантированного союзника этой бюрократии в еще одного (теперь уже внутреннего) оппонента.

Первые признаки «партийного бунта» обозначились в октябре этого года – сразу после «триумфальной победы» единороссов в единый день голосования 13 сентября.

Администрация Президента России и партийная верхушка, кажется, извлекли из этой «победы» очевидный урок: продолжать привычные манипуляции со списками кандидатов и окончательным голосованием становится опасно и для самой партии, и для сложившегося в стране баланса политических сил.

Об этом, по сути, и проговорился первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин, обращаясь к секретарям региональных отделений партии: «Вы помните, что еще несколько лет назад – это было и в 2007, и в 2010-2011 годах — наш Президент В.В.Путин говорил о необходимости развития внутрипартийной конкуренции, говорил о проведении предварительного голосования, как той форме, которая позволит партии стать сильнее через продвижение людей более эффективных, уважаемых. И это сделает партию более популярной и сильной.

Сейчас мы с вами подошли только к обсуждению этого вопроса. Дмитрий Анатольевич Медведев поддерживает проведение предварительного голосования, и эта тема обсуждалась».

То есть Владимир Путин трижды (в 2007, 2010 и в 2011 г.г.) говорил и о «внутрипартийной конкуренции», и о продвижении «людей более эффективных, уважаемых», но «партия власти» только осенью 2015 г. услышала лидера страны и подошла, наконец, «к обсуждению этого вопроса». (Заметим в скобках, что эта неповоротливость и косность и стали одной из причин отдаления Владимира Путина от«Единой России»).

Скажем прямо, именно верхушка партийно-государственного аппарата навязывает «партии власти» новую повестку. Саму партию, ее представителей в органах власти и всех вовлеченных в эти игры полностью устраивает сложившийся режим «управляемой демократии» по-губернаторски («царствуй, лежа на боку»).

Но перестал устраивать тех, кто умеет извлекать уроки хотя бы из недавнего прошлого и заглядывать хотя бы в ближайшее будущее. В итоге весь октябрь 2015 г. Администрация Президента и федеральная верхушка «Единой России» буквально трамбовали руководство местных отделений предупреждениями: в сентябре 2016 г. выборы депутатов Государственной Думы пройдут по новым правилам. И правила эти будут написаны не в регионах, а в Москве.

Главные изменения коснутся предварительного голосования (праймериз), по итогам которого и будут формироваться списки кандидатов.

Вот что говорит своим соратникам секретарь Генерального совета «Единой России» Сергей Неверов: «Были различные мнения по поводу того, проводить ли предварительное голосование по всей стране по одной модели или дать регионам возможность самим определить форму голосования. Но в ходе дискуссии с коллегами мы пришли к решению, что, допустив разные формы голосования, мы поставим и кандидатов, и выборщиков в различных регионах в разные условия, что снизит легитимность процедуры и противоречит принципу открытости».

Сергей Неверов
Сергей Неверов

Если опустить все дипломатические изгибы речи Сергея Неверова, то можно уловить главную мысль: отдать проведение предварительного голосования на откуп местным отделениям партии значит заведомо подорвать доверие к их результатам. Как и к результатам выборов.

Следовательно, правила, по которым пройдут праймериз, будет определять верхушка партии, которая будет контролировать и их неукоснительное исполнение.

Вячеслав Володин и Сергей Неверов всячески старались завуалировать открытое недовольство политического руководства страны результатами произошедшего в регионах сращивания партийного и государственного аппаратов.

Но не связанные партийной дисциплиной эксперты и наблюдатели сразу заговорили о том, что федеральное руководство «Единой России», подталкиваемое и курируемое Администрацией Президента РФ, решило отсечь глав регионов от формирования депутатского корпуса Государственной Думы следующего созыва.

Подтверждают этот вывод и немногочисленные участники октябрьских совещаний, готовые комментировать ситуацию на условиях анонимности. Они рассказывают, что единороссы и кремлевские работники рангом пониже Володина и Неверова особо не стеснялись и призывали регионалов игнорировать мнение губернаторов и ни при каких условиях не идти с ними на соглашения.

По сути, единые правила проведения предварительного голосования – это прямой политический удар по главам регионов, которые, если замысел будет реализован, выйдут из игры и утратят значительную часть своего влияния на региональные отделения партии. А сами отделения, получив независимость от глав регионов, будут прочнее привязаны к федеральному партийному руководству. Которое понимает угрозы, связанные с давней привычкой глав регионов формировать депутатский корпус под себя.

«Понятно, здесь может быть что-то, что нас волнует — теряется контроль за формированием списков, возможность взять и продвинуть своего кандидата, появляется опасность самим не попасть в списки и стать кандидатом по округу, — все это есть, и это на одной чаше весов. Но есть и другая чаша, на которой можно стать более сильными, и дальше побеждать. А здесь можно остановиться в развитии, а дальше можно проиграть. Поэтому у вас развилка, и у вас два пути, и вам надо будет принимать решение и выбирать этот путь. Я бы не упрощал, а еще раз подчеркнул, что это будет сложное решение, потому что такого решения в плане развития внутрипартийной конкуренции партия еще не принимала»

В. Володин

Но дело, в конечном итоге, не во внутрипартийной конкуренции, а в попытке «партии власти» вернут себе доверие избирателей. А вернуть его можно, как оказалось, лишь укоротив руки главам регионов.

12 ноября на масштабном форуме для секретарей местных отделений «Единой России» будут приняты окончательные решения по обсуждаемой теме. Они, скорее всего, резко изменят рисунок избирательной кампании в Государственную Думу. А возможно – и расклад политических сил.

В этом контексте ситуация в Удмуртии представляет особый интерес.

Как известно, после избрания Главой республики Александр Соловьев по каким-то причинам сохранил за собой и пост секретаря Удмуртского регионального отделения «Единой России». Сегодня эта преданность партии может сыграть с ним плохую шутку: список кандидатов в депутаты Госдумы, вероятно, будет формироваться без его участия.

Андрей Гальцин
Андрей Гальцин

Единственным верным проводником политики Главы республики в партии пока остается руководитель его администрации Андрей Гальцин, являющийся членом президиума регионального отделения «ЕР». Но, как все настойчивее говорят в коридорах республиканской власти, дни его сочтены. Анонимные источники в Резиденции Главы республики рассказывают, что требование отстранить А.Гальцина от должности инициировано в Нижнем Новгороде, полностью поддержано в Администрации Президента РФ и не реализовано только потому, что Александр Соловьев любыми средствами оттягивает этот неизбежный шаг.

На фоне этой аппаратной возни растет вероятность того, что место А.Гальцина займет непотопляемый Александр Ушаков. Парадокс этой ситуации очевиден всем. Александр Соловьев приложил все силы, чтобы лишить своего тезку должности Главы города. Но сместить его с должности своего первого заместителя по партийной линии либо не захотел, либо не смог.

И сегодня Александра Ушакова все чаще называют самым реальным претендентом на должность руководителя Администрации Главы республики и его самым заклятым другом.

Если это назначение случится, оно будет значить лишь одно: Александр Соловьев лишится влияния на расклад политических сил в республике и выхода на федеральное партийное руководство.

А что такое политическая изоляция Главы региона, никому, надеемся, объяснять нет необходимости.

Что остается Александру Соловьеву? Об этом – в следующий раз.

Статьи по Теме