Неверный диагноз

1914 Просмотров Нет комментариев

Депутаты Госсовета УР все-таки приняли названный «неверным диагнозом экономике Удмуртии» республиканский бюджет-2016.

«Непростой», но «сбалансированный»

Проект главного финансового документа республики был принят в первом чтении еще 24 ноября, на первом заседании XXI сессии Госсовета УР. Министр финансов республики Станислав Евдокимов озвучил его главные параметры: доходная часть – 52,879 млрд рублей (тем роста 102% к плану 2015 года), расходная часть – 57,285 млрд рублей (темп роста 101%), дефицит – 4,406 млрд рублей, то есть, 9,4% собственных доходов без учета безвозмездных поступлений.

Доходную часть бюджета-2016 на 24 ноября составляли налоговые и неналоговые доходы (47,088 млрд рублей), безвозмездные поступления (5,790 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета в сумме 5,380 млрд рублей).

Назвав бюджет «непростым», но «сбалансированным», Станислав Евдокимов передал слово главе профильной комиссии Госсовета Софье Широбоковой. Которая заявила о том, что по четырем основным параметрам (образование, культура, здравоохранение и социальная политика) суммы в «напряженном» бюджете запланированы со значительным повышением.

Владимир Невоструев

Владимир Невоструев

Как мог, успокаивал себя и депутатов и спикер Госсовета Владимир Невоструев. Получалось нечто совершенно невразумительное в стиле Кличко: «Понятно, что сегодня, сколько бы денег не было в бюджете, все ровно кому-то не будет нравиться, кому-то еще какое-то направление хочется поддержать. Но мы принимаем те законы, на которые сегодня и ориентируем направление бюджетных средств. Сегодня мы тоже несколько законов приняли» — напомнил он.

 

Плохие прогнозы

Кого-то эти речи, может, и убедили, но не депутата Юрия Бычкова, изгнанного за правду-матку из фракции «единороссов». Он напомнил министру экономики Михаилу Зайцеву о двух прогнозах – министерском и его, Бычкова. Министр прогнозировал рост экономики Удмуртии в пределах 2-3%, депутат – спад на аналогичное количество процентов. Бычкова тогда не услышали, и зря, поскольку он оказался прав, и бюджет 2015 года недосчитался ощутимых поступлений.

По словам Юрия Бычкова, с бюджетом-2016 происходит то же самое. Минэкономики УР, по его словам, исходит из неверных прогнозов: Удмуртию ждет экономический спад, об этом знают все, но только не чиновники, верстающие главный финансовый документ на основе ничем не подтвержденных оптимистических прогнозов. Он сравнил экономические прогнозы профильного министерства с неверным диагнозом, который ставит пациенту врач, предлагая соответствующее неверное лечение с ожидаемым результатом.

В качестве примера Юрий Бычков привел ситуацию в строительной отрасли. 2-3 года назад ее бюджет составлял 5-6 млрд рублей, в прошлом году сократился до 2,5 млрд В этом году бюджет строительства – 1 млрд рублей при том, что перед строительными организациями существует долг в размере около 2 млрд рублей. О каких планах можно говорить в ситуации, когда одна из ключевых отраслей ставится на грань выживания?

Бюджет неверных расчетов

О том же в первый день сессии говорили и коммунисты, назвав бюджет-2016 «бюджетом неверных экономических расчетов». «Проект бюджета разработан на основании ошибочного прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2016 год» — заявил руководитель фракции КПРФ в Госсовете УР Владимир Чепкасов. По его словам, прогнозы Правительства УР не соответствуют реальной экономической обстановке; при верстке бюджета не были учтены такие экономические показатели как прибыль хозяйствующих субъектов, амортизация основных фондов, иностранные инвестиции, среднегодовая стоимость основных фондов, объем добычи нефти, объем производства алкогольной продукции и т.д.

Более того, прогнозы Правительства УР не совпадают с прогнозами Государственного контрольного комитета и Управления Федеральной налоговой службы по УР.

«По мнению этих ведомств доходная часть проекта бюджета Удмуртии на 2016 год завышена на 4 млрд 657 млн 201 тыс. рублей из них на 4 млрд23 млн 594 тыс. рублей по налогу на прибыль, на 590 млн 750 тыс. рублей по налогу на доходы физических лиц и на 42 млн 857 тыс. рублей по налогу взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Так кого мы вводим в заблуждение в данной ситуации? Самих себя?» — интересовался Владимир Чепкасов.

Что касается расходной части, то она, по словам Чепкасова, не решает ни одной существующей в Удмуртии проблемы. Принятие бюджета в предложенных параметрах ведет, по его словам, к дальнейшему разрушению бюджетной сферы, падению уровня и качества жизни населения.

«В проекте бюджета впервые за последние двадцать лет не закладывается индексация заработной платы работников бюджетной сферы, впервые за последние двадцать лет программа инвестиционного развития Удмуртии доведена до безумно низких показателей» — отметил лидер фракции коммунистов.

Не место для дискуссий

Наверняка все это понимали и сами депутаты. Но Госсовет давно превратился в «не место для дискуссий», и если Правительство и Глава УР на чем-то настаивают, то партийная дисциплина вынуждает «единороссов» (а их в республиканском парламенте – подавляющее большинство) голосовать «за».

Так оно и случилось, «бюджет неверных экономических прогнозов» был принят в первом чтении большинством голосов. Ко второму дню сессии, который состоялся 8 декабря, к главному финансовому документу поступила в общей сложности 261 поправка, 206 были приняты.

Как результат, доходная часть бюджета пришлось еще увеличить на 2,320 млрд (безвозмездные поступления из федерального бюджета и неналоговые доходы) до 55,199 млрд рублей. Расходную – до 59,606 млрд рублей. Дефицит бюджета остался на прежнем уровне – 4,406 млрд рублей (7,98% от доходов при максимально допустимых 10%).

Судьба принятого 8 декабря главного финансового документа республики определится через полгода, когда в Минэкономики поступят первые данные о реальной экономической ситуации 2016 года. Какой она будет, можно только предполагать, ясно пока только одно: месяцев через 7-8 параметры бюджета снова будут пересматривать. В какую именно сторону, зависит от Главы Удмуртии Александра Соловьева и премьера Виктора Савельева, которые все-таки согласились с оптимистическими прогнозами Минэкономики, которое, в отличие от сапера, может ошибаться, пока его не разгонят за ненадобностью — все равно ответственности за эти прогнозы никто не несет.

Статьи по Теме