На краю долговой ямы

5724 Просмотров Нет комментариев

Правительство Удмуртии под руководством Виктора Савельева тянет республику в долговую яму. Что это — недомыслие чиновников или саботаж решений Главы республики Александра Соловьева?

Мы будем жить теперь по-новому
В 2014 год Удмуртия вступила, находясь на 16-м месте по объему государственного долга среди российских территорий. На 1 января прошлого года госдолг республики составлял 28 млрд. 835 млн рублей – 78 процентов к собственным доходам бюджета. Еще 2,5 млрд. рублей бюджет Удмуртии был должен строительным организациям.
Назначенный исполняющим обязанности Главы Удмуртии Александр Соловьев заявил, что хотя предельный размер госдолга еще не достигнут, обязательство Удмуртии перед кредиторами сдерживают развитие региона.
— В 2013 году мы отдали из бюджета 14,5 млрд. рублей по долгам, из них процентов – 1,8 млрд. рублей. В 2014 году нам придется заплатить 10,6 млрд. рублей, из них процентов – 2,9 млрд. В 2015 году сумма возврата долгов составит 10 млрд. рублей, из которых 3,5 млрд. рублей – проценты. Эти цифры висят на нашем бюджете как гири, — заявил тогда и.о. Главы Удмуртии.
На встрече с прессой по итогам 100 дней работы в должности руководителя региона Александр Соловьев сказал: «Свою работу мы начали с диагностики ситуации. Нынче очень сложное положение с бюджетом. Много долгов. Но отчаиваться не стоит. Мы работаем. Уже удалось сократить госдолг почти на 10 процентов. Первые четыре месяца этого года мы жили за счет собственных средств, осуществляя финансирование расходов без увеличения государственного долга. С начала года долг уменьшился на 2 миллиарда рублей. Хороший шаг вперед». И поставил задачу добиться максимального сокращения государственного долга республики.
К началу сентября минувшего года госдолг Удмуртии составлял 30,6 млрд. рублей, почти на 2 млрд. больше, чем на 1 января 2014 года. При этом 6 млрд. долгов перед коммерческими банками были погашены за счет бюджетного кредита по ставке 0,1 процента годовых сроком на три года. Казалось, что решение проблемы, хотя бы частичное, последует, но дальнейшие события показали, что для оптимизма нет никаких оснований.

Это саботаж?
Глава Удмуртии, хоть и отвечает за происходящее в республике, но Правительство все-таки не возглавляет. Он дает поручения кабинету министров, у которого есть свой руководитель, несущий ответственность за результаты работы исполнительной власти – премьер Виктор Савельев.
В конце ноября 2014 года глава кабинета министров Савельев представил так называемую программу долговой политики Удмуртии на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов.
Согласно этому документу, уже к 2017 году уменьшится на 10 процентов дефицит республиканского бюджета, а конечной целью экономических мероприятий Правительства станет сокращение объема кредитных обязательств до 50 процентов. Главным фактором, определяющим долговую политику Удмуртии, будет замещение коммерческих кредитов заимствованиями из федерального бюджета, сообщал тогда официальный портал органов власти Удмуртии.
Присутствующие похлопали Виктору Савельеву, одобрив эти намерения, и премьер отправился работать. Как результат, на 1 января 2015 года государственный долг Удмуртии составил 37 млрд. 922 млн рублей, то есть, на 9 млрд. рублей больше, чем на начало 2014 года. В частности, долг перед коммерческими банками только за декабрь 2015 года увеличился с 13 до 20 млрд. рублей (и где, спрашивается, главный фактор?), составив 52 процента от общей суммы долгов; на 267 млн. увеличился долг по бюджетным кредитам; расходы на обслуживание составили 2,2 млрд. рублей.
Все это – официальный цифры Минфина УР, который подчинен премьеру. К Виктору Савельеву остается один большой вопрос: увеличение госдолга вопреки требованиям Главы Удмуртии – это недоразумение или саботаж? Однако спросить с премьера по результатам его работы не так-то просто – от отчетов перед депутатами Госсовета УР он всячески увиливает? Может быть, он сознательно работает на усугубление ситуации с госдолгом, не желая увеличивать доходы бюджета?

Чем дальше в лес, тем больше госдолг
В апреле 2015 года стало известно о новых заимствованиях Правительства УР. Министерство финансов на сайте госзакупок разместило информацию об аукционе на предоставление очередного кредита размером 2 млрд. рублей по ставке не более 19 процентов годовых. А к 1 мая этого года размер госдолга республики еще увеличился, вплотную приблизившись к психологической отметке 40 млрд. рублей, теперь он составляет 38,9 млрд. рублей. Из них около 20 млрд. рублей (51 процент от суммы долга) республика должна коммерческим банкам.
На сегодняшний день можно констатировать: поставленная Главой Удмуртии задача сократить госдолг республики Правительством УР под руководством Виктора Савельева полностью провалена. Госдолг не только не сократился, но и вырос почти на 10 млрд. рублей. В результате Удмуртия оказалась в числе 20 регионов, которые эксперты Высшей школы экономики считают находящимися в состоянии дефолта: «В эту группу отнесены регионы с пониженной бюджетной обеспеченностью (душевые расходы, скорректированные на индекс бюджетных расходов, у большинства из них в 1,5 раза ниже среднерегиональных 61 000 руб.), высоким или сверхвысоким долгом (минимум вдвое выше средних 33,5 процентов от доходов) и, как правило, высоким дефицитом. Сюда отнесены, например, Удмуртия и Амурская область с дефицитом более 20 процентов при долге свыше 80 процентов» — цитирует экспертов газета «Ведомости». Ситуация еще больше усугубится 5 июня, когда пройдет аукцион, в результате которого республика планирует занять еще 2 млрд. рублей, необходимых ей на покрытие старых долгов.
Фактически кабинет министров под руководством Виктора Савельева ведет республику к самому краю долговой ямы, в которую она вот-вот упадет. И не исключено, что он делает это намеренно: экономические рычаги влияния на политическую ситуацию крайне эффективны, если ими умело пользоваться.