Клизма для удмуртского туризма

2568 Просмотров Нет комментариев

Туристическую привлекательность Удмуртии оценили на федеральном уровне. Республика заняла малопочетное 65 место в российском Национальном туристическом рейтинге.

Набрав 30,1 балла, Удмуртия замкнула вторую группу регионов, в которых отсутствует системный подход к развитию отрасли. Из 14 регионов Приволжского округа в третьей аутсайдерской группе только три территории – Марий-Эл, Саратовская область и Мордовия, где над развитием туризма работать только начинают. Все прочие регионы ПФО, даже Кировская область, с которой так любят сравнивать Удмуртию, подчеркивая ее превосходство, республику в Национальном туристическом рейтинге опережают.

А почему? Неужели в той же Кировской области и объекты привлекательнее, и инфраструктура лучше? Именно так и есть, не говоря уже про Татарстан, Ульяновскую область или Пермский край. На фоне постоянно декларируемой властями Удмуртии неустанной заботы о развитии туризма место Удмуртии в Национальном рейтинге – как ведро холодной воды на горячие головы ответственных за развитие туризма. Прежде всего, чиновников профильного министерства и членов многочисленных комиссий, ищущих вдохновения в «командировках по обмену опытом», регулярных отчетах, презентациях и круглых столах.

Внес свой посильный вклад в развитие удмуртского туризма и Глава республики Александр Соловьев. В августе он поучаствовал в заседании президиума российского Госсовета: наслаждаясь ялтинским солнцем, руководители регионов обсуждали перспективы развития туризма в России.
— В последние годы спрос на внутренний туризм растет. Мы видим это и на примере Удмуртии. Внутренний и въездной туристский потоки за 2014 год составили 360 тыс. человек, что на 20 процентов превышает аналогичный показатель 2013 года, — изрек после ялтинского совещаний Александр Соловьев.

Заседание президиума Госсовета РФ, 17 августа 2015 года

Заседание президиума Госсовета РФ 17 августа 2015 года

Правда, Глава Удмуртии забыл уточнить, что поток этот в 2014 году возрос исключительно благодаря празднованию 175-летия П.И.Чайковского. Этот юбилей республика планировала провести с размахом, получив из федерального бюджета значительные средства, в том числе и на привлекательные для туристов проекты. Но этого не случилось главным образом по вине руководства республики, не сумевшего убедить Москву в необходимости финансирования мероприятий. Как результат, юбилей Чайковского в Удмуртии обернулся полнейшим провалом, сопровождавшимся чередой крупных и мелких скандалов: начиная сдо сих пор не закрытых долгов республики перед строителями и заканчивая жалобами приглашенной звезды Дениса Мацуева на острый запах краски в помещениях.

Рассчитывать на какой-то иной результат, впрочем, и не стоило. Все расчеты ответственных за празднование юбилея Чайковского – от Главы Удмуртии до чиновников республиканского Министерства спорта и туризма – строились на простой формуле: «нам дадут денег – мы их освоим». Конечный результат их абсолютно не интересовал.

Аналогичный подход они демонстрируют и сейчас, говоря о частно-государственном подходе к развитию туризма и создании в Удмуртии целого туристско-рекреационного кластера. Главной задачей ответственных за развитие туризма удмуртских чиновников стала борьба за кусок из общего пирога федеральных средств (96 млрд рублей), выделяемых на проекты туристических кластеров по федеральной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы». Ради этого куска пирога и создавался инвестиционный проект «Камский берег», который, как ожидается, все-таки получит свои 223,4 млн рублей федеральных средств.

При этом, согласно требованиям программы, доля государственного софинансирования региональных проектов должна составлять 25%, большую часть (70%) должны брать на себя частные инвесторы, и только 5% приходится на долю региональных и муниципальных властей. То есть, к 223,4 млн рублей должны приложиться частные средства (761 млн) и 57,8 млн рублей из бюджетов Удмуртии и Сарапула.

Бюджетные средства, как предполагается, будут направлены на создание так называемой «обеспечивающей инфраструктуры». То есть, ровно на то, чем и должны по умолчанию заниматься республиканские и муниципальные власти – объектами энергетики, водоснабжения и водоотведения, канализацией, пешеходными зонами и дорогами. Без этого, разумеется, не обойтись, но всего-то 5-процентная доля республиканских и муниципальных средств вынуждает кураторов проекта и, конечно, инвесторов ко многому. В частности, к проведению никчемных, но столь любимых чиновниками увеселительных мероприятий якобы «презентационного характера». Без песен и плясок, обязательных «Бурановских бабушек», фуршетов и многочисленных командировок «по обмену опытом».

Год Удмуртии в МосквеИменно опыт и подсказывает, что когда за дело берутся удмуртские чиновники, без этого не обходится. Тот же Год Удмуртии в Москве, поданный общественности как «имиджевый проект, направленный на укрепление существующих позиций региона», обернулся на деле песнями, плясками, концертами и фуршетами, обошедшимися налогоплательщикам республики в несколько десятков миллионов рублей. Никакого положительного для Удмуртии результата заседания, круглые столы и разговоры с депутатами обеих палат парламента не имели и иметь не могли: Год Удмуртии в Москве был и правда «имиджевым» проектом, только не республики, а ее представителя при Президенте России Светланы Смирновой, в рамках которого какой-то части удмуртских чиновников удалось весело провести время в Москве.

С момента, когда было объявлено о создании в Удмуртии туристско-рекреационного кластера, прошел год. Но ни федеральных денег, ни каких-то ощутимых результатов работы (если она вообще делалась) так до сих пор никто и не видел. Чиновники от туризма, отвлекаясь на очередные увеселения в рамках Года Удмуртии в Москве, все что-то обещают, раздавая многочисленные интервью и устраивая презентации. Но даже и они признают, что «остается еще много нерешенных задач», давая понять: кластер существует пока только в их воображении, реальной основы эти фантазии и мечты под собой не имеют.

И не будут иметь, пока развитием туризма в Удмуртии занимаются они, а не частные инвесторы, которым республиканские органы власти должны помогать развивать бизнес. Он, этот бизнес, есть, худо-бедно развивается, но не благодаря чиновникам, а вопреки. Примеров не счесть, резиденцию Тол Бабая (Деда Мороза) в Шаркане, дом-музей П.И.Чайковского или Ижевский зоопарк посетило бы куда больше людей, имей они возможность прилететь в столицу Удмуртии за адекватные деньги. Но Глава Удмуртии Александр Соловьев своим личным, никак не обоснованным решением остановил разделение ОАО «Ижавиа», сохранив тем самым его монопольное положение на рынке: долететь из Москвы до Франкфурта стоит столько же, сколько до Ижевска. Что выберет избалованный российский турист – Германию или столицу Удмуртии.

Пока работа удмуртских чиновников во главе с Александром Соловьевым будет строиться на извечной формуле «нам дадут деньги – мы их освоим» ни о каком развитии туризма в республике говорить не приходится. А равно, об увеличении турпотока и увеличении объемов платных туристических услуг, оборачивающихся налогами в республиканский бюджет. Республика 65-ая в Национальном туристическом рейтинге российских городов, и у нее есть все шансы по примеру личного рейтинга Главы Удмуртии опуститься еще ниже.

Статьи по Теме