«Ижавиа»: проблемы из воздуха?

2905 Просмотров Нет комментариев

Катастрофа летевшего из Египта самолета А321 компании «Когалымавиа» заставила власти и общество еще раз обратить внимание на возраст бортов и техническое состояние самолетов. Если парк «Когалымавиа» — средневозрастной (13,5 лет), то парк основной компании, летающей из Ижевска – «Ижавиа» — признан значительной устаревшим (29 лет). И это в ситуации, когда кроме как на бортах «Ижавиа» из столицы Удмуртии летать практически больше не на чем…

Монополисты в законе

ОАО «Ижавиа» — компания в своем роде уникальная. Ее фактически монопольное положение на рынке авиаперевозок Удмуртии – исключительное, если сравнивать с практикой других регионов, власти которых еще в 90-ые годы сознательно шли к демонополизации рынка. Она дала свой эффект: из Перми, Казани и даже Набережных Челнов можно летать не только по России, но и за границу. Международные терминалы существуют везде, но только не в Ижевске, откуда и в Москву-то вылететь не так-то просто: рейсов не много, а цены на билеты в среднем в 2-3 раза выше, чем на аналогичные рейсы из столиц Татарстана и Пермского края.

Иного выхода у жителей Удмуртии нет: либо переплачивать за билет «Ижавиа», либо ездить в Набережные Челны, Казань или Пермь, и летать по России оттуда. Отсюда – постоянное недовольство работой удмуртской компании, претензии к ее деятельности и требования пустить на ижевский рынок авиаперевозок альтернативных операторов, способных создать конкуренцию бортам «Ижавиа». Но общественное мнение долгое время республиканскими властями не учитывалось. У Правительства УР было собственное представление о том, как должна развиваться компания-перевозчик, 100% акций которой принадлежат республике.

Разделяй и… летай

Это представление кардинально расходилось с мнением Президента УР Александра Волкова. После долгих кулуарных и публичных споров победила его точка зрения. Под нажимом президента летом 2012 года было принято принципиальное решение – разделить ОАО «Ижавиа» на две структуры: одна должна была управлять аэропортом, другая – авиакомпанией. При этом 100% акций обеих должны были остаться в собственности республики.

Предполагалось, что для обеих компаний сохранится государственное финансирование. Согласно госпрограмме развития авиаперевозок с 2012 по 2015 годы они должны были получить из бюджета в общей сложности больше 600 млн рублей. При том, что в 2012 году ОАО «Ижавиа» получило прибыль в размере 33 млн рублей против убытка в 2011 году в размере 129 млн.

Постановление о разделении ОАО «Ижавиа» было подписано премьером Юрием Питкевичем, но исполнять его Правительство не спешило. Поэтому в мае 2012 года был обозначен крайний срок разделения компаний – 1 октября 2013 года. «Важно, чтобы с 1 января 2014 года эти два направления заработали самостоятельно» — заявил тогда Александр Волков. До истечения срока его полномочий оставалось несколько месяцев.

Разворот на 180

Разделить ОАО «Ижавиа» на две компании прежние власти Удмуртии не успели. Уже в мае 2014 года, спустя три месяца после назначения и.о. Главы Удмуртии, Александр Соловьев сделал разворот на 180 градусов, заявив о том, что разделения компании не будет. Свое решение он никак не мотивировал, заявив: «Я услышал ситуацию о том, что будет разделен баланс, и взлетная полоса уйдет одному, а сам аэропорт уйдет к другому. Я запретил это делать. И считаю, что сделал правильно. Это — одно предприятие, и оно должно создавать все условия, чтобы жители региона нормально летали. Я посмотрел экономику — конечно, там есть моменты, которые нам надо еще отрабатывать».

Александр Соловьев, Ижавиа

Что и.о. Главы Удмуртии имел в виду под словами «чтобы жители Удмуртии нормально летали», так и осталось неизвестным. Видимо, новый руководитель региона не видит ничего плохого в том, что жители Удмуртии переплачивают за билеты, как минимум, вдвое. Что же касается «экономики», которую анализировал тогда еще и.о. Главы, то цифры к нему поступили, скорее всего, из самой «Ижавиа». Которой, безусловно, выгодно контролировать как авиаперевозки, так и аэропорт. Монополия – есть монополия, кто же от нее откажется?

Ни самолетов, ни полосы

В нынешней ситуации любая конкуренция для ОАО «Ижавиа» смерти подобна. И компания цепляется за свое фактически монопольное положение как может. Под самыми разными предлогами «Ижавиа» не давала другим возможности летать из Ижевска и в Ижевск. Последний такой случай был зафиксирован недавно – «Ижавиа» просто не ответила на обращение «Саратовских авиалиний», хотя, как отмечается в предписании Удмуртского УФАС, «отказ не был обусловлен отсутствием технической возможности».

Кроме «Саратовских авиалиний», совершать рейсы из столицы Удмуртии были готовы и другие крупные компании, благодаря которым, как минимум, снизились бы цены на билеты. Еще несколько лет назад о своем желании наладить воздушный путь в Ижевск заявляли такие авиамонстры как «Аэрофлот», «S7», «Трансаэро». Были желающие и из числа региональных компаний, например, «Грозный-авиа».

Но руководители «Ижавиа» вели себя и ведут как натуральные чиновники, каковыми, в сущности, и являются – конкурировать на рынке, даже будучи 100-процентно государственной компанией, они не желают. Им куда проще продавать билеты в два раза дороже аналогичных и летать на допотопных самолетах, от одного вида которых приходят в ужас гости столицы Удмуртии.

В рейтинге 35 крупнейших авиакомпаний страны «Ижавиа» занимает «почетное» пятое место с конца по среднему возрасту парка самолетов, который у компании составляет 29 лет. Свои плюсы в том, что «Ижавиа» летает на древних Як-42Д и АН-24, как ни странно, тоже есть (35 лет без серьезных происшествий – это не шутки) – лучше уж такие машины, чем списанные даже нетребовательными арабами «Боинги», купить запчасти и отремонтировать которые – большая проблема. Но всему рано или поздно приходит конец, и старым отечественным самолетам тоже, но ОАО «Ижавиа» не спешит покупать новые машины, используя те, что у нее есть.

Ижевский аэропорт

То же – и с прочим имуществом авиакомпании. Совсем недавно ФГУП «Государственный проектно-изыскательный и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» оценил состояние взлетно-посадочной полосы в Ижевске как «критическое» и «закритическое». Правда, когда именно ее начнут ремонтировать, не известно, сообщается лишь о том, что финансирование ремонта может быть осуществлено не раньше 2016 года.

Компания — проблема

В столицах Татарстана и Пермского края существуют международные терминалы аэропортов. И сравнивать их работу с ижевским – как великанов с карликами. Есть, впрочем, и другие примеры. В соседнем Кирове, как говорил покойный ныне руководитель «Ижавиа» Михаил Хатомкин, до сравнительно недавнего времени и аэропорта в полном смысле слова не было. Теперь же, благодаря конкуренции и грамотному подходу к работе одних только рейсов в Москву из аэропорта «Победилово» осуществляется по три в сутки, кроме столицы из Кирова можно улететь в Санкт-Петербург, Нарьян-Мар, Уфу, Нижний Новгород, Казань…

При этом в ту же Москву кировчане летают за 2,5 тыс. рублей за билет, билет на самолет Ижевск-Москва стоит от 6,5 тысяч.

Получается, что ради сохранения запредельных цен на билеты, древнего парка самолетов и убогого сервиса Глава Удмуртии Александр Соловьев и запретил разделение «Ижавиа», горячо одобренное руководством авиакомпании. При этом никто, и руководитель республики в том числе, не берет в голову простой факт: сохраняя нынешнее положение «Ижавиа», они рубят сук, на котором сидят. Ставя целью привлечение инвестиций в республику, они сами отпугивают потенциальных инвесторов, отлично понимающих, что даже просто прилететь в столицу Удмуртии, во-первых, не так-то просто, а во-вторых, дорого, так что уж говорить о прочем…

То же – и с развитием туризма в республике. Можно сколько угодно создавать различные «кластеры» и вкладывать деньги в интересные проекты. Но пока цены и условия авиасообщения с Ижевском будет диктовать ОАО «Ижавиа», туристы будут выбирать для путешествий другие регионы.

Совершенно очевидно, что ОАО «Ижавиа» в нынешнем своем виде стало для развития Удмуртии большой проблемой. И решать ее должен не кто иной как Глава Удмуртии Александр Соловьев, и как представитель собственника – государства, и как человек, на котором лежит вся ответственность за запрет на разделение компании.

«Ижавиа», безусловно, должно остаться в собственности республики и получать из бюджета субсидии – как на приобретение техники, так и, возможно, за разницу в стоимости билетов. Но авиакомпания должна существовать не в тепличных условиях отсутствия конкуренции, а жить в рыночных условиях. Иного выхода сохранить авиасообщение с Ижевском просто нет.

Статьи по Теме