Дымовая завеса. Какие реальные проблемы Правительства УР скрывают протесты против точечной застройки?

3015 Просмотров Нет комментариев

12 августа представители самых разных партий, от «Яблока» до КПРФ, провели митинг-шествие против точечной застройки. Показательное мероприятие, имевшее явно предвыборные цели, было громким, но безрезультатным: прохожие шарахались в сторону, а речи участников слушали не горожане, а такие же, как они, представители партий, агитировать которых уже и не надо.

Спрашивается, для чего проводили этот митинг-шествие? Ради отчетов перед столичными кураторами? Так им все равно, что творится в далекой Удмуртии, им важен результат на выборах. Напрашивается только один ответ: адресатами посылов митинга-шествия были обитатели Резиденции Главы Удмуртии и дома Правительства. Они же, что вполне вероятно, были и заказчиками мероприятия.

Почему? А потому, что протесты против точечной застройки выгодны сегодня только им. Эти протесты, с одной стороны, часть борьбы нынешнего руководства Удмуртии с «волковской реставрацией» и попытки выдать Главу республики за защитника интересов горожан. С другой, громкие протесты необходимы для того, чтобы отвлечь внимание от главного и по-настоящему важного: провалов Правительства УР в экономике, увеличения государственного долга и сокращения социальных расходов, в том числе, в сфере строительства жилья.

Ярким примером такого сокращения стало закрытие программы «Жилье для молодых семей» и замена ее программой «Молодежная квартира». Последнюю республиканское Правительство пытается выдать за адекватную замену первой, но разница очевидна каждому знакомому с их условиями.

Республиканская программа «Жилье для молодых семей» начала действовать в 2009 году. По ее условиям, семьи приобретали жилье, оплатив минимум 10% стоимости квартиры, по ставке 5% годовых, разницу в процентной ставке компенсировалась из республиканского бюджета. За время действия программы новым жильем обзавелись 7,5 тысяч молодых семей.

Спору нет, программа «Жилье для молодых семей» была затратной. В среднем она обходилась региональному бюджету в 500 млн рублей в год. Но эти затраты с полным основанием можно было считать социальными: других возможностей приобретения своего жилья у молодых семей республики не было. Программа отчасти решала демографическую проблему, приостанавливала отток молодых специалистов из региона. Наконец, благодаря ей в строительную сферу и в целом в экономику Удмуртии были вложены значительные средства.

Пример Удмуртии был оценен и на федеральном уровне. Программа «Жилье для молодых семей» заработала после того, как ее реализацию поддержал лично Президент России Владимир Путин, давший указание главе Сбербанка Герману Грефу начать работу по этой программе. Опыт республики федеральный центр распространял и на другие регионы, рекомендуя губернаторам взять удмуртскую программу за основу.

Нынешнему республиканскому руководству, сразу после прихода к власти отменившему программу «Жилье для молодых семей», похвастаться на федеральном уровне нечем.
Встретившись с Президентом России Владимиром Путиным в августе 2014 года, Глава Удмуртии Александр Соловьев, отвечая на вопрос, строится ли жилье для молодых семей, сообщил: «Льготы – 5 % кредита платит молодая семья, бюджет берет на себя порядка 7%, где-то, может, и 6%, и молодая семья производит 10-% первоначальный взнос. Думаю, что, какова бы она не была, хороша или плоха, надо эту программу продолжать. В целом в 2013 году мы уже погасили 400 миллионов рублей кредитов».

Главу государства ввели в заблуждение. В реальности новые власти Удмуртии пролонгировать действие программы «Жилье для молодых семей» не стали, «зарезав» ее собственными руками под предлогом отсутствия необходимых средств в республиканском бюджете. Которых, однако, хватает, например, на масштабные вложения в пропаганду и информационное обслуживание власти: за пять лет, с 2015 до 2020 года, в государственные СМИ республики планируют вложить больше 1 млрд рублей, этих денег хватило бы на два года реализации программы «Жилье для молодых семей».

В качестве прикрытия этого явно антисоциального решения Правительство под руководством Виктора Савельева предложило другую программу, «Молодежная квартира». Ее условия в заметно худшую сторону отличаются от условий прежней программы. Согласно ее условиям, ставка по кредиту молодым семьям не компенсируется, им дается субсидия на покупку жилья в размере 10% от его стоимости, но не менее 200 тыс. рублей. Сделав программу менее выгодной для молодых семей, кабинет Виктора Савельева существенно сэкономил: вместо прежних 500 млн рублей бюджет будет тратить на субсидии около 100 млн рублей.

Сейчас программу «Молодежная квартира» активно рекламирует министр строительства, архитектуры и жилищной политики Иван Новиков. По его словам, суть программы поменялась, «механизм ее стал более понятным и прогнозируемым для бюджета: субсидирование первоначального взноса на покупки квартир.

«Застройщики заключают соглашение с республиканским Правительством, предлагают квартиры, стоимость которых на 15% ниже рыночной. В свою очередь Правительство Удмуртской Республики субсидирует 10% от стоимости квартиры, но не менее 200 тысяч рублей. При этом такая мера поддержки, как субсидия при рождении третьего ребенка также действует – это 300 тысяч рублей» — заявил на днях министр, забыв, однако, уточнить, что основную выгоду от новой программы получат не молодые семьи, а Правительство Удмуртии.

Несмотря на это, программа «Молодежная квартира», как уверяет министр, пользуется спросом, заявки на участие в ней подали уже 1 700 семей. Сейчас соглашение на участие в программе заключено с 9 застройщиками, ориентировочно, по словам Новикова, по программе будет построено в этом году 460-470 квартир.

Совершенно очевидно, что отмена программы «Жилье для молодых семей», по которой в год строилось в среднем на 1 тысячу квартир больше, серьезно подкосила и строительную отрасль республики. Обещанные «перемены к лучшему» обернулись для строителей не только снижением объемов строительства, но и огромными долгами, Правительство УР, ко всему прочему, еще и не платит за выполненные и принятые работы. Сегодня долг республиканского бюджета перед строителями составляет около 2 млрд рублей. Спрашивается, кто в этой ситуации будет работать по новой программе честно и ответственно?

Все это усугубляется сегодня действиями оппозиции, пытающейся добиться запрета точечной застройки в Ижевске. Митинги-шествия и аналогичные им по духу акции являются отличным поводом для того, чтобы, прикрываясь благими намерениями, окончательно загнать строительный комплекс в долговую яму и не дать ему нормально развиваться.

Статьи по Теме