Бюджет Удмуртии приближается к дефолту

1937 Просмотров Нет комментариев

В нынешнем 2015 году бюджет Удмуртской Республики сделал очередной широкой шаг к банкротству. Наша республика вошла в число 12 регионов России, в которых объем госдолга превышает отметку в 100% от уровня их собственных бюджетных доходов.

Следует отметить, что из 85 субъектов Федерации долгов не имеют всего два региона – Сахалинская область и город федерального подчинения Севастополь. Все остальные российские регионы имеют долги. Но долги долгам рознь.

Одно дело – незначительный объем госдолга у регионов, которые по своему экономическому потенциалу входят в число лучших в стране. Например, госдолг бюджета Москвы оценивается в 9%, Санкт-Петербурга – 3,5%, а Ханты-Мансийского автономного округа – 6,5%.

И совсем другое дело – Мордовия (объем госдолга в 176% от собственных доходов), Северная Осетия (126%), Костромская область (123%). В эту незадачливую компанию по итогам 2015 года вошла и Удмуртия, чей объем госдолга составляет 103,5% от собственных доходов. При этом еще в 2014 году этот показатель был заметно ниже 100-процентной отметки.

Удивительного здесь мало, ведь все мы являемся очевидцами экономической и бюджетной политики, которую проводит кабинет министров Виктора Савельева под чутким руководством Главы Удмуртии Александра Соловьева. Рост долгов бюджета перед строителями, дорожниками, другими подрядчиками, задействованных на инфраструктурных объектах, очевиден даже тем, кто не разбирается в бюджетных хитросплетениях. По оценкам экспертов, над всеми двенадцатью регионами, которые превысили отметку в 100%, нависла угроза дефолта.

Проблема настолько серьезна, что ее обсуждение вышло на самый высокий уровень. На днях совещание, посвященное этому вопросу, провел председатель правительства России Дмитрий Медведев. Глава кабинета министров акцентировал внимание на осторожном привлечении заемных средств регионами.

«Нам нужно планировать долговую нагрузку тщательно, максимально аккуратно, распределять ее равномерно и оценивать результаты, которые могут возникнуть. Особенно осторожно я просил бы всех относиться к новым заимствованиям», — отметил Медведев.

Примечательно, что если в целом по России в структуре региональных долгов доля коммерческих кредитов сокращается (с 42% до 38%), то в Удмуртии в очередной раз пошли своим путем и продолжают активно пользоваться заимствованиями кредитных организаций. Наша республика отличилась, увеличив только за первые 9 месяцев 2015 года задолженность по коммерческим кредитами на 7 млрд рублей.

О чем это говорит? О том, что руководство финансово-экономического блока правительства Удмуртии с молчаливого согласия первых лиц республики вгоняет республику в долги коммерческим банкам, чьи жесткие условия кредитования не идут ни в какое сравнение с бюджетными кредитами. Вместе с тем, расположение к себе со стороны бюджетных кредиторов еще нужно заслужить, для этого надо практически жить в Минфине, знать в какие кабинеты заходить, как формировать бюджетные заявки.

Не секрет, что чиновники республиканского правительства не очень любят командировки в Москву с целью выбить денег для республики или добиться включения региона в ту или иную федеральную программу. И сколько бы начальство грозно им не внушало: «Поезжайте в Москву и без денег не возвращайтесь», чиновники из Удмуртии больше любят другое дело – праздники, песни, пляски, форумы и выставки, да размышления о разнообразных кластерах. А еще брать кредиты в коммерческих банках, тем самым все больше погружая республику в долговую яму. Это же проще и не беда, что рассчитываться по нему придется уже другим руководителям.

Впрочем, луч света в темном бюджетном царстве может мелькнуть уже в ближайшее время. Не так давно региональный кабмин принял программу по снижению объема долговых банковских кредитов и заимствований по государственным ценным бумагам. По ней к 1 января 2017 году госдолг Удмуртии не должен превышать 70% от собственных доходов, а каждый последующий год (то есть 2018 и 2019 гг.) этот показатель должен снижаться на 10%.

Оптимистичная задача, но выполнить ее будет очень сложно. Тем более, когда планируется, что главный прорыв предстоит сделать в 2016 году. А ведь предполагается, что именно наступающий год будет наиболее тяжелым не только для бюджета Удмуртии, но и для всей экономики региона.

Статьи по Теме