Александр Соловьев: «Нас на вилы народ поднимет!»

2852 Просмотров Нет комментариев

Так заявил весной 2015 года Глава Удмуртии Александр Соловьев, отказываясь поднимать стоимость проезда в общественном транспорте. Полгода спустя, после выборов, народных вил Глава Удмуртии уже не боится. «Перемены к лучшему» наступили – власти Удмуртии подняли стоимость проезда в общественном транспорте до 20 рублей.

Информация о том, что транспортные организации Удмуртии требуют повышения стоимости проезда в общественном транспорте на 17,6% (до 20 руб.) появилась еще в конце марта 2015 года. Министр энергетики, ЖКХ и госрегулирования тарифов УР Иван Маринин сообщил об этом на пресс-конференции, правда, отказавшись назвать транспортные компании, требующие повышения тарифа. Впрочем, кто именно требовал увеличения стоимости проезда, уже тогда было «секретом Полишинеля». Что позже подтвердил официальный комментарий пресс-службы МУП «ИжГЭТ»: предложение повысить тариф поддержали не только крупные перевозчики, ОАО «Удмуртавтотранс», ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ», но и ряд частных компаний, работающих на городских и пригородных направлениях — ООО «Оранжевый автобус», ООО «Автотранс», ООО «Автосила», ООО «АТП-С» и др.

Транспортников в этой ситуации можно понять. Общественный транспорт столицы Удмуртии по праву считается одним из лучших в стране, и предприятия привыкли держать марку. Но в ситуации, когда растут цены на все – электроэнергию, горюче-смазочные материалы, запчасти и проч., делать это достаточно сложно, особенно если учесть 15-процентное сокращение пассажиропотока, зафиксированное уже в первом квартале 2015 года.

«Даже в этой ситуации перевозчики пока не допускают значительных сокращений маршрутной сети, расписаний и количества подвижных единиц, ежедневно выходящих на линию. Проводится лишь точечная оптимизация расписаний на наиболее проблемных маршрутах, корректируются схемы движения с учетом изменения пассажиропотока. Однако предстоящий сезон пригородных перевозок только усугубит проблему» — сообщила тогда же, весной этого года, пресс-служба ИжГЭТ.

До начала 2015 года транспортники еще как-то держались и даже показывали прибыль. Так, в 2013 году ОАО «ИПОПАТ», согласно официальной информации, получило чистую прибыль в размере 40 млн рублей, в 2014 году она составила 998 тыс. рублей. Прибыль ОАО «Удмуртавтотранс» в прошлом году составила 784 тыс. рублей. Даже всегда терпевшее большие убытки МУП «ИжГЭТ» сократило их в 2014 году до исторического минимума.

Но, судя по бухгалтерской отчетности, в 2015 году все изменилось. В первом полугодии суммарные убытки трех основных организаций-перевозчиков – МУП «ИжГЭТ» г. Ижевска, ОАО «ИПОПАТ», ОАО «Удмуртавтотранс» — составили 157 млн руб. Руководство Удмуртии прекрасно знало о непростой ситуации на транспортных предприятиях, но продолжало делать популистские заявления – на носу были выборы в городские думы, «Единой России» нужна была победа, и слушать транспортников Глава республики не хотел.

«Мы взвешенно подойдем, но в любом случае в ближайшее время, по крайней мере в мае, цены подниматься не будут», — обещал Александр Соловьев весной, хотя отлично понимал, что только усугубляет ситуацию. Тем не менее, он говорил: «Скачков с 17 до 20 рублей быть не должно».

Более того, исходя из тех же популистских соображений, Глава Удмуртии обещал: «Мы сейчас активно занимаемся этим вопросом. То, что они просят – естественно, этого не будет, это уже точно — как бы они этого ни хотели. Потому что, я считаю, у них есть внутренние резервы. Если мы будет им давать все – нас на вилы народ поднимет!»

Что тут сказать? Конечно, поднимет, Александр Васильевич. Еще чуть-чуть, еще немного «перемен к лучшему», еще пустых, ничем не подкрепленных обещаний – и точно поднимет. Когда Глава республики говорит одно, а потом делает прямо противоположное, будучи «хозяином» своих слов (захотел – дал, захотел – взял обратно), ничего хорошего ждать не приходится.

Если бы к требованиям представителей транспортных компаний Правительство УР прислушалось еще тогда, весной, проблем с покрытием убытков можно было бы избежать. Но своими популистскими заявлениями Глава Удмуртии только усугубил ситуацию. Прекрасно понимая, что после выборов, хочет он того или нет, тарифы придется поднимать, Александр Соловьев заставил транспортников работать в убыток, дав жителям надежду на то, что роста стоимости проезда не допустит. В итоге Глава Удмуртии обманул всех: и транспортников, и граждан, и самого себя, дав понять, что всерьез его слова воспринимать нельзя.

16 октября Комиссия по тарифному регулированию Минэнерго, ЖКХ и госрегулирования тарифов УР согласилась с предложениями транспортников, приняв решение увеличить с 1 ноября стоимость проезда. Стоимость поездки в городском общественном вырастет на 17,6% с 17 до 20 руб., в городских «маршрутках» она вырастет на 16,6% — с 18 до 21 руб. Поездка, оплаченная электронной транспортной картой, обойдется в 19 руб. Как уже заявили в пресс-службе ИжГЭТ, в ближайшее время будет проиндексирована стоимость проездных билетов, решение по социальным и транспортным картам пенсионеров будет приниматься отдельно.

«Вместе со снижением доходной части растут расходы перевозчиков по всем основным статьям, среди них запчасти и ремонт, выплаты по действующим кредитам (оформленным за счет собственных средств на обновление подвижного состава), электроэнергия для нужд электротранспорта, дизельное топливо на оптовом рынке, коммунальные платежи, заработная плата и отчисления в социальные фонды» — так обосновала эти требования пресс-служба МУП «ИжГЭТ».

Итак, решение принято. Хоть и с опозданием по вине Главы Удмуртии, но оно состоялось. Поставленные на грань выживания транспортные организации могут поправить свое финансовое положение. В проигрыше только Глава Удмуртии Александр Соловьев, обещавший одно, но делающий прямо противоположное – это и есть, по его мнению, «перемены к лучшему».

Статьи по Теме